24 стиха про букву ы для детей: изучаем алфавит

Содержание занятия:

— Сегодня мы познакомимся с очень интересным звуком и его изображением — буквой.

Вы знаете, что некоторые звуки можно пропевать?
Давайте вспомним, какие звуки мы можем пропеть — .
(Дети поют, тянут гласные звуки).

Как можно назвать певучие звуки?
— Гласные.

Каким цветом они изображаются?
— Красным.

Угадайте, как называется новый звук, постарайтесь его услышать.

Игра на внимательность.

Педагог произносит такие слова, как рыба, сыр, бык, мартышка, дым, лыжи.

Дети угадывают одинаковый во всех словах звук, называют.

Что можно сказать об этом звуке? Как узнать, гласный он или согласный?
(Обсуждение, дети говорят, что звук тянется, его можно пропеть, значит он гласный).

— Звук обозначен буквой Ы.

На что она похожа? (ответы детей).
На доске появляется буква Ы в печатном и письменном виде.

Игра «Назови слова со звуком Ы».

Дети отвечают, называют свои слова, выигрывает тот, кто больше слов назовёт.

Физкультминутка «Курица и цыплята».

Один из учеников становится «курицей». Детвора бегает по залу. Курица зовёт их «Цып, цып! Цыплятки есть хотят, накормить хочу цыплят». Стучит по столу несколько раз. Цыплята подбегают, они должны пропищать столько раз, сколько курица простучала. Пропищат и убегают. Игра продолжается несколько раз, роль курицы даётся всем игрокам.

Игра «Один — много».

На доске расположены картинки со следующими изображениями: лев, зонт, сыр, стол, шарф, тыква. Дети должны назвать их во множественном числе (лев — львы).

Модули, составление слов.

Дети разбиваются по парам, им даются карточки с изображением модуля для составления слова.

_ Ы_ _ _ или _Ы_ _ (РЫБАК), (ЛЫЖИ).

Карточки можно составить в любом количестве, главное, в словах должна присутствовать литера «Ы».

Игра с мячом.

Ученики встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, называя начало слова. Тот, кто поймал мяч, говорит окончание этого слова и бросает мяч обратно учителю.

Например, малы (-ши), лы (-жи), тык (-ва).

Рисование по замыслу.

Детям предлагается лист бумаги, на котором они могут нарисовать всё, что им захочется. Главным условием рисования — обязательно изобразить букву Ы, как они её видят.

Физкультминутка.

Слова: «На полянке в зоопарке танцевали обезьянки». Дети прыгают, веселятся.

Творческий труд, изготовление буквы из проволоки.

Детям раздаётся мягкая безопасная проволока. Педагог показывает, как из неё можно сделать букву Ы. Дети работают с проволокой. Когда буквы готовы, педагог предлагает обвести их рукой, рассмотреть и забрать домой.

Как произносится Ы

Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.

Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.

Ход занятия

Организационный момент.

— Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.

— сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.

Сегодня на занятии мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.

Отгадайте загадки:

— Маленький рост,

длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышь)

(появляется картинка)

— Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

Оберегает он семью коровью.

Всегда на страже собственного стада,

Дразнить его совсем не надо.

Он к разным шуткам не привык,

Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)

— Из малых кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный …

(Рысь) (появляется картинка)

— Творожку я брат,

Сметанке — сват,

Маслу — племянник,

А молоко — моя мать. (Сыр) (появляется картинка)

— Вьется, взвивается,

В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)

-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)

— Какой это звук? (гласный)

Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр»

— Произнесём звук пока мышь не достанет сыр.

Поиграем в игру «Светофор»

— Если услышите в слове звук , то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.

Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.

Знакомство с буквой

Звук обозначается буквой «Ы» (показ буквы)

Выложим букву «Ы»из пальцев:

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

— А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква.

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то,что надо:

Получилась буква «Ы»

Все мы знать её должны.

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

-Ты — худой, а я — толстяк.

— Ешь поменьше натощак!

Физкультминутка

— Сейчас мы с Мышонком поиграем

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише.

Деревцо всё выше – выше.

Игра «Найди место звука» со звуковыми линейками

— Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук в словах. (в начале слова, в середине, в конце)

Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка

Составление предложения по картинке

Мышь несёт сыр.

— Сколько слов в предложении? (3)

— Выложите схему.

Звуковой анализ слова усы

-Сколько слогов в слове усы? (2)

-Сколько звуков? (3)

— Назовите первый звук. (У)

— Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

— Назовите второй звук. (с)

— Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)

-Каким цветом обозначим? (синим)

— Назовите третий звук. (ы)

— Какой он? (гласный)

-Каким цветом обозначим? (красным)

Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку. (карточки)

Сыр, мышь, дым, дыня.

Гимнастика для глаз (карточка)

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

Игра «Один – много» (с мячом). В кругу. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.

Конфета – конфеты,

Лента – ленты,

Тыква – тыквы,

Липа – липы,

Стол – столы,

Дуб – дубы,

Сад – сады,

Ягода – ягоды,

Лимон – лимоны,

Ус – усы.

Игра «Составление словосочетаний»

Подберите слова:

Умный…

Дежурный…

Быстрый…

Старый…

Длинные…

Медленный…

Высокие…

Красивый…

Жёлтая…

Итог занятия:

— С каким звуком познакомились?

— Как называется буква?

— Придумайте слова со звуком .

— Попрощаемся с Мышонком. Досвидания.

Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий — Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Ы»

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква…»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему «Звук и буква Ы» Тема: Звук и буква Ы. Цели: познакомить с гласным звуком и буквой Ы; научить узнавать, называть и писать букву Ы; осваивать чтение звукосочетаний; определять место звука в словах, соотнося их со…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия «Звук и буква Ы»
Тема: Звук и буква Ы. Тип занятия: подготовка детей к обучению грамоте. Цель: Знакомство с буквой Ы Задачи: Коррекционно-образовательные: — познакомить детей со звуком и буквой Ы; — уточнить произношение звука ; — выделять звук из состава слова; — упражнять в…

Конспект занятия «Подготовка к школе. Буква »
План занятия 1. Обучение чтению. Слово как часть речи. 2. Обучение чтению . Звук и буква И, Ы. 3. Подвижная игра. Дни недели. 4. Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук И. 5. Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Место звука Ы в словах. 6. Массажная пауза. Мой мизинчик, где…

Конспект занятия по обучение грамоте «Звуки  — »
ЗВУКИ «Ы — И». ЦЕЛЬ: Дифференциация гласных звуков «Ы», «И». Выделение гласных звуков «Ы», «И» в середине и в конце слов. Звуковой анализ и синтез слогов со звуками «Ы», «И». Развитие внимания, памяти. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Оргмомент. Садится тот, кто назовет гласный звук в словах:…

Буква Ы и звук . Конспекты занятий — Конспект НОД по обучению грамоте «Звук , буква «Ы»

Статья «Конспект НОД по обучению грамоте «Звук , буква…»
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук , буква «Ы» Задачи: Познакомить детей со звуком , буквой «Ы». Закрепить навыки произношения звука , в слогах, словах, предложениях. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе. Упражнять в…

Конспект занятия «Звуки и буквы Ы — И»
Звуки и буквы Ы — И Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные рит-мы. 2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу. 3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков — . 4. Познакомить ребенка с…

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук , буква ы»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звук и буква ы Цель: Познакомить детей со звуком , буквой «Ы». Задачи: Коррекционно – образовательные: — Познакомить детей со звуком , буквой «Ы». — Закрепить навыки произношения звука , в слогах, словах,…

Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква ы»
Тема: «Звук (ы) и буква Ы». Образовательные задачи: 1. Уточнять артикуляцию звука (Ы) 2. Упражнять в образовании существительных множественного числа. 3. Познакомить с буквой Ы. Развивающие задачи: 1. Развитие слухового внимания и зрительной памяти. 2. Развитие логического…

Страницы:

Сказка про букву Ы

Крыса Дылда и Пых-Пых

Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:

Кара-ул!!!
— А что случилось?

У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!

Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.
— Он же все мои припасы сожрет! — зарыдала Дылда.
— Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,- сказал Мыша.
— Т-ты что, б-боишься? — тихо спросил Цып.
— А т-ты?
— С тобой нет.

Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! — лежа под кроватью, бормотала Дылда.

Но через несколько минут друзья вернулись.

Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша.
— А кто же это был?
— Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.

Две школы – две языковых картины мира

Гласный звук (МФА), обозначаемый сегодня в русском языке буквой Ы, произошёл из долгого праиндоевропейского звука *ū . Именно этим процессом объясняется, например, чередование гласных ы/у в корне слова: слышать – слушать. 

А существует ли вообще в современном русском языке гласный звук, точнее, фонема ? Это одно из принципиальных расхождений между двумя отечественными фонологическими школами – московской и ленинградской. 

«Москвичи» непреклонны: как независимой фонетической единицы не существует, есть только аллофон (вариант) фонемы после твёрдых согласных. Отсюда вывод: слов на букву Ы нет в русском языке, так как ни одно слово не может начинаться не с основного варианта фонемы.

У «ленинградцев» противоположное мнение. Пусть ни в словаре Кузнецова, ни в словаре Ожегова раздела на букву Ы не существует, а у Даля словарный раздел ограничивается упоминанием о букве Ы и краткой исторической справкой, фонема есть в живом обращении. Это значит, что и слова на букву Ы теоретически (и не только) возможны. В доказательство приводятся следующие аргументы:

Во-первых, существование в русском языке прецедентов употребления в позиции начала слова. Л. В. Щерба, основатель ленинградской школы, приводил в пример, опираясь на первое издания словаря Д. Н. Ушакова, глагол ыкать (то есть произносить звук ):

  • Во-вторых, отношение самих русскоязычных к как к отдельной единице потока речи, выраженное в ряде производных названий (например, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика») и неприятии замене написания Ы после Ж, Ш, Ц написанием ЖИ, ШИ, ЦИ.
  • И, в-третьих, самый весомый аргумент – существование имён нарицательных и имён собственных на букву Ы. Например:

Нарицательные:

ЫКАНЬЕ – произносить звук .

ЫР – мужская декламационная песня у народов тюркской языковой группы.

ЫРЫГА – город, крепость.

ЫРЧИ – народный сказитель у тюркских народов.

ЫХ – русское междометие.

ЫЫХ – струнный смычковый музыкальный инструмент у хакасов.

Собственные:

ЫГДЫР и ЫСПАРТА – илы в Турции.

ЫДЖЫДПАРМА – возвышенность на Северном Урале, в Республике Коми.

ЫЙВАН – город в Южной Корее.

ЫЙСМЯЭ – микрорайон в Таллине, Эстония.

ЫЛЬЧИ МУНДОК – военачальник древнекорейского государства Когурё в VII веке.

КИМ ЧЕН ЫН – председатель Государственного Совета КНДР

ЫН – река в Республике Коми.

ЫГЫАТТА – река в Республике Саха (Якутия).

ЫЛЛЫМАХ – рабочий поселок в Республике Саха (Якутия).

ЫМСОН – уезд в Южной Корее.

ЫНАХСЫТ – село в Республике Саха (Якутия).

ЫНГХОА – сельский уезд во Вьетнаме

ЫНТАЛЫ – общий топоним для нескольких населённых пунктов в Казахстане.

ЫНТЫМАК – общий топоним для нескольких населённых пунктов в Казахстане и Киргизии.

ЫНЫРГА – село в Республике Алтай.

ЫШЫКЛЫ – пресноводное озеро в Турции.

ЫТЫК-КЮЁЛЬ – село в Республике Саха (Якутия).

Нужны еще топонимы? Помогут географические указатели атласов мира и энциклопедий.

Большое количество топонимов на букву Ы в Турции, Казахстане или Республике Саха (Якутия) легко объяснимо. Например, буква I ı (I без точки) в алфавитах турецкого, крымско-татарского и азербайджанского языков обозначает – нелабиализованный гласный звук заднего ряда верхнего подъёма. Тот же гласный звук присутствует в корейском, киргизском и даже кельтском шотландском языках. Уже догадались, как он звучит по-русски? Правильно, почти как – нелабиализованный гласный звук среднего ряда верхнего подъёма . По крайней мере, ближе аналогов звуку в русском языке нет, произносить турецкие названия озер Ылы, Ышыклы удобнее и аутентичнее со звуком , писать – начиная с буквы Ы.

Ответ МФШ на такие железные аргументы? Все эти слова заимствованы, а потому их нельзя учитывать. Впрочем, их позиция не отменяет существования слова ыкать, лидера Северной Кореи Ким Чен Ына, полноводной 600-километровой реки Ыгыатта и села Ытык-Кюёль, где по состоянию на 2018 год проживало почти 7 000 человек.

В чем лингвисты обеих школ единодушны, так только в том, что фонема появляется лишь после твёрдых согласных. Например, в паре мышка – мишка звучание (и значение целого слова!) различается мягкостью и твёрдостью фонемы . Теоретически и , конечно, можно обозначить одной буквой И. Но как тогда отмечать качество звучания согласного звука? И как не спутать хищника и грызуна?

Операция над Ы

12 марта лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил с инициативой убрать букву ы из русского алфавита. Эта буква, по мнению Владимира Вольфовича, является «гадкой», пришедшей «от монгол».

«Убрать эту букву гадкую, это азиатчина, нас за это не любят в Европе… – цитирует лидера ЛДПР РИА «Новости». – Это от монгол к нам пришло, ни в одном европейском языке буквы «ы» нет. Гортанный звук, это звери так говорят: «ы-ы». «И» – все, достаточно»».

Откуда же на самом деле взялась буква ы и нужна ли она нам?

Энциклопедия «Русский язык» рассказывает, что двадцать девятая буква русского алфавита (название ее употребляется как существительное среднего рода: прописное ы, строчное ы) по начертанию восходит к букве кириллицы «еры» (а вовсе не к монгольскому письму). А в кириллице она произошла из составного знака ъ + I (еръ + и), откуда и ее старое название – «еры». С XV века знак ъ в этой букве заменяется знаком ь.

Буква ы обозначает в русском языке (с точки зрения Московской фонологической школы) фонему <и> и твердость предшествующего согласного. Если мы предположим, что буква ы исчезнет из русского алфавита, тогда слова мышка и мишка на письме никак не будут различаться. Или надо будет придумывать специальные буквы для обозначения парных по твердости-мягкости согласных.

А есть ли буква ы в алфавитах других славянских языков?

Да, буква ы есть в белорусском алфавите. В основанных на кириллице современных алфавитах других славянских языков она отсутствует (из некоторых была исключена, но не из-за неблагозвучности, а по причине исчезновения звука, который она обозначала). Таким образом, буквы ы уникальна именно тем, что из всех славянских языков ее сейчас используют только русский и белорусский.

Какие сложности русского правописания связаны с буквой ы?

1. Правило, известное с начальной школы: «жи-ши» пиши с буквой и. После букв ж, ш, ч, щ пишется буква и и не пишется ы (в том числе на стыке морфем), например: жир, рыжик, камыши; межиздательский, межинститутский, межигровой.

2. Написание и/ы после приставок. Буква ы пишется после русских приставок, кончающихся на согласный: безысходный, сыскать, предынфарктный, предыстория, розыск. Исключение – приставки меж- и сверх-, после которых пишется и: межиздательский, сверхинтересный. Буква и пишется после приставок иноязычного происхождения гипер-, дез-, интер-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, а также после начального элемента пан-: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постинфарктный, панисламизм

Обратим внимание: слова предынфарктный и постинфарктный пишутся по-разному (в первом слове русская приставка, во втором – заимствованная)

3. Написание и/ы после ц. После ц буква ы пишется в окончаниях существительных и прилагательных и в суффиксе прилагательных -ын, например: птицы, огурцы, Люберцы, белолицый, сестрицын, лисицын, Троицын день, а также в словах цыган, цыкать, цыпленок, цыпки, на цыпочках, цыц (междометие) и в производных от них. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цинк, медицина, цирк, цифра. Почти все слова, где после ц пишется в корне и, – заимствования

Важно помнить:  в русских фамилиях после ц может писаться как ы, так и и – в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах. Ср.: Солженицын, но Ельцин, Вицин

Фамилию надо писать так, как она зафиксирована в паспорте.

Потренироваться в написании и/ы после ц вам поможет Учебник ГРАМОТЫ.

Вопрос из «Справочного бюро»: есть ли в русском языке слова на букву ы?

Слова на букву ы в русском языке есть, но их немного. Вот они: ыр (песня у некоторых тюркских народов), ыкать  (произносить звук ы), ыканье (произнесение звука ы), ых (междометие). Кроме того, само название буквы ы, как сказано выше, является словом – несклоняемым существительным среднего рода ы. На букву ы начинаются некоторые иноязычные имена собственные.

На букву ы раньше уже покушались?

Да, но не на саму букву, а на написание ее после ц. Среди предложений несостоявшейся орфографической реформы 1964 года – писать после ц всегда и (зайци, огурци, овци). Предложения лингвистов тогда не были приняты, судьбу реформы во многом определили письма разгневанных граждан и журналистские публикации. Читатели писали в газеты грозные письма, в которых клялись, что, если огурцы превратятся в огурци, они перестанут их есть.

Теперь судьба российских огурцов снова висит на волоске?

Постановка звука

Поставить ребенку гласный , как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.

Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.

Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы). Механизм перехода от произношения И к Ы.

Механизм перехода от произношения И к Ы.

Навыки четкого произношения звука целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.

Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные

Немного грамматики

Согласно правилам русского языка, Ы используется для передачи гласного и предшествующему ему твердому согласному:

  • не после приставок, например, быль, вызвать, козы, причем после согласных г, к, х в крайних случаях, в основном в иноязычных, некоторых русских междометиях вроде кыш или гыкать,
  • а также в иностранных собственных именах (Кызылкум, Кыштым) или разговорных формах типа Маркыч;
  • после приставок на согласный кроме «сверх» и «меж» (безысходный, подыгрывать, предыстория);
  • в начале слова в некоторых словах, передающих произношение (ыканье, ыкать) и в некоторых иностранных собственных именах.

Правила и исключения

Некоторые согласные не хотят иметь ничего общего с буквой Ы. Даже при соответствующем произношении, рядом с шипящими пишем букву И. Это связано с тем, что раньше Ж и Ш были мягкими, а потом отвердели, а сочетания ЖИ и ШИ остались с буквой И. Таким образом имеем знаменитое

правило русской грамматики: «ЖИ, ШИ пишется с буквой И».

С буквой Ц история еще сложнее, в некоторых случаях она остается мягкой, поэтому Ы рядом с Ц допускается, но по определенным сложным правилам. Школьникам в связи с этим достался целый список слов, с которыми после Ц пишем Ы: цыган, цыпленок, на цыпочках.

Методические приемы для запоминания буквы Ы

Главная задача на этапе знакомства с буквой Ы – запечатлеть в памяти графический образ, научить распознавать его, соотносить со звуком . Сначала малышу необходимо запомнить пространственную конфигурацию, затем закрепить, регулярно повторяя на последующих занятиях.

Методы запоминания буквы Ы не будут отличаться от тех, что использовались при изучении других гласных звуков. Классическими приемами запоминания можно воспользоваться и здесь.

  • Графический анализ (определение частей, из которых состоит буква Ы: две палочки, полукруг).
  • Визуальное сравнение с другими литерами (И, Ь, Ъ: чем схожи и чем отличаются).
  • Мнемонические приемы: на что похожа?
  • Поиск буквы: в картинках, текстах, цепочках, домиках.
  • Воспроизведение образа тактильными, изобразительными способами.
  • Прописывание, печатание, обводка шаблонов буквы Ы.
  • Фонематическое вычленение слов с из устного текста.

Положительные результаты ожидаются при сочетании разных приемов. Малыш должен видеть, слышать, ощупывать букву. Задействовав несколько органов чувств, взрослый помогает усваивать информацию быстро, интересно, легко. При таком комплексном подходе развивается креативность мышления дошкольника, позволяющая узнавать символы в усложненных модификациях: перевернутыми, в зеркальном виде, недорисованными.

Ход занятия.

Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.

Звук — невидимка

Спрятался в часы.

А его братишка —

Дедушке в усы.

Догадались, какой это звук? Послушайте еще одно задание — подсказка…

Посмотрите на эту карточку внимательно и подумайте, что здесь лишнее? Почему? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.

Правильно, ребята, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.

Давайте все вместе произнесём звук и дадим ему характеристику…

Звук — гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете…

1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук .

— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….

2. И г р а «Кто больше?»

Назовите как можно больше слов со звуком в середине.

О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.

3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук : сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.

4. Игра «Один – много»

Кукла – (куклы, гриб – (грибы, машина –, лимон –, шкаф –, стол –, шар –, тыква –, кот –, зонт –, ягода —, дуб –, зуб –, банан – …., лев –, пол –, сыр – ….

5. Игра Рифма» (придумайте африканское животное в рифму).

Дилы-дилы-дилы – повились (крокодилы)

(Дети изображают охотящегося крокодила).

Афы-афы-афы – жуют листики (жирафы)

(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).

Ны-ны-ны – водой брызгают (слоны).

(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)

Яны-яны-яны – по веткам скачут (обезьяны).

(Дети изображают скачущих обезьян).

6. И г р а «Слоговой аукцион»

1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно.Н а п р и м е р : лы (-жи, мы (-ло, сы (-рок, тык (-ва, малы (-ши).

2. Вставьте пропущенные слоги со звуком .

Ум (-ный, ост (-рый, аккурат (-ный, че (-ты-) ре, во-пер (-вых, во-вто (-рых, цве (-ты, фрук (-ты, тра (-вы).

Вот топор, полено рядом-

Получилось то, что надо.

Получилась буква ы.

Все мы знать её должны

2. Допиши недостающую часть.

5. Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком .

6. Найди и обведи все правильно написанные буквы Ы

3. Соедини линиями одинаковые буквы

Итоги занятия.

С каким звуком познакомились, каким цветом он обозначается, какой это звук, какие слова с этим звуком запомнили….

Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления

В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:

Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.

Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.

(Самуил Маршак).

При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»)

Подводится итог занятия.

Приз за хорошую работу — кружочек с изображением буквы даётся всем детям. Поделки букв можно делать не только из проволоки, но и вырезая из бумаги, ткани. Можно вылепить из пластилина.

Подвижные игры, физкультминутки нужно проводить после малоподвижной деятельности, например, работы за столом.
 

Записаться на наши занятия можно по телефону: +7(495)999-03-17

СОГЛАСИЕна обработку персональных данных

Я (далее — «Клиент»), свободно, своей волей и в своем интересе, а также в интересе своих несовершеннолетних детей, настоящим предоставляю следующие согласия:

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предоставляю согласие на обработку моих персональных данных (далее — «ПДн»), а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» на указанных ниже условиях:

Настоящее согласие на обработку персональных данных предоставляется следующим лицам (далее по тексту совместно или по отдельности «Оператор»):Детский Центр «ЛОГОС» в лице Индивидуального предпринимателя Стаферова Анастасия Евгеньевна (Юридический адрес: 125040, г. Москва, 5-я улица Ямского поля, дом 27, ИНН 771472059282, ОГРН 315774600142333).

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих ПДн Клиента: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации; контактные данные (адрес электронной почты, номер телефона); дата рождения.

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих способов обработки ПДн Клиента: сбор, хранение, накопление, систематизация, уточнение (обновление, изменение), распространение том числе передача), использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение; Настоящее согласие предоставляется для обработки ПДн Клиента в следующих целях: выполнения работ и оказания услуг в рамках основной деятельности (в том числе информирование Клиента о проводимых Оператором кампаниях, акциях, мероприятиях; внутреннее использование, статистика и отчетность Оператора); продвижения товаров, работ, услуг путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, проведения программ, направленных на повышение качества продукции и услуг Оператора, и других маркетинговых программ Оператором. Принятие решений, затрагивающих интересы Клиента, на основании исключительно автоматизированной обработки ПДн Оператором не производится.

Настоящее согласие в полном объеме распространяется также на предоставленные мной персональные данные моих несовершеннолетних детей, указанных мной в анкете или иным образом. Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме. Настоящее согласие может быть отозвано Клиентом путем направления в адрес Оператора сообщения об отзыве согласия на обработку ПДн Клиента в письменной форме.Клиент также дает согласие контрагентам Оператора на обработку всех персональных данных Клиента, имеющихся в распоряжении/доступе Оператора и/или контрагентов Оператора, в том числе с целью информирования Клиента об услугах контрагентов. Клиент дает свое согласие на получение рекламы, рассылки, в том числе по сети подвижной радиотелефонной связи, от Оператора, его контрагентов и аффилированных лиц. Настоящим Оператор уведомляет Клиента о начале обработки Оператором ПДн Клиента. Обработка ПДн будет осуществляться Оператором на основании приведенного выше согласия Клиента на обработку ПДн и в указанных выше целях. При подписании настоящего уведомления Клиент уведомлен о правах, предоставляемых субъекту ПДн Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в частности, но не ограничиваясь, о правах субъекта ПДн: на получение сведений, предусмотренных ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; на доступ к его ПДн; правах, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в отношении обработки ПДн в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке; на обжалование действий или бездействий Оператора.

%TEXTAREA_VALUEОбновить Отменить

Удалить Отменить

Ваш комментарий успешно добавлен и будет опубликован после просмотра модератором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector