Черепно-мозговая травма

Основные линии терапии сотрясения головного мозга в детском возрасте

При падении ребёнка дома с кровати, пеленального столика необходимо вызвать скорую!

  1. Госпитализация: подлежат все дети с сотрясением мозга, а также, если существует необходимость в правильной постановке диагноза при неясной клинической картине заболевания.
  2. Постельный режим устанавливается на 2 – 3 дня.
  3. Обезболивающие препараты: Баралгин, Ибупрофен, Седалгин, Пенталгин.
  4. Успокаивающая терапия назначается по показаниям детям с нарушением психо-эмоционального поведения: настойка валерианы, пустырника. Также возможно применение транквилизаторов: Феназепам, Сибазон, Элениум.
  5. Если имеются нарушения ликвородинамики, назначают: Диакарб в комбинации с Аспаркамом.
  6. Сосудистая терапия: Кавинтон, Стушерон.
  7. Ноотропная терапия: Ноотропил, Аминалон.
  8. При многократной рвоте: Церукал.
  9. Препараты, улучшающие питание головного мозга: Пантогам, Вазобрал.

Если наблюдается положительная динамика (исчезновение симптомов), то ребёнка выписывают домой на амбулаторное лечение. В течение года после травмы необходим контроль врача-невролога.

В каких случаях необходимо делать УЗИ головного мозга ребенку?

  • неадекватное поведение малыша (вялость, отсутствие нормального аппетита, частый беспричинный плач, тремор конечностей, косоглазие);
  • регулярные приступы головных болей;
  • ухудшение слуха и зрения у ребенка;
  • нарушения памяти, низкие способности к обучению, серьезная задержка речевого, психического и психоэмоционального развития;
  • низкое артериальное давление у ребенка, а также эпизоды обмороков;
  • судороги в анамнезе;
  • нарушение координации движений, случаи падений и потери равновесия, которые не были вызваны механическим препятствием – беспричинные;
  • шейные и черепные травмы в анамнезе, включая родовые травмы;
  • недоношенным детям;
  • при патологических родах (быстрые или затяжные);
  • длительный безводный период;
  • дети, рожденные путем кесарево сечения, с низкой массой тела;
  • патологическое развитие головного мозга у ребенка во время беременности мамы (по УЗИ);
  • низкая оценка по Анкар 7/7 баллов;
  • родовая травма;
  • подозрение на гидроцефалию;
  • реанимационные мероприятия ребенку;
  • подозрение на ДЦП;
  • частые срыгивания, судороги или другие патологии нервной системы;
  • пороки внутренних органов;
  • оценка эффективности лечения патологии головного мозга;
  • резус конфликт по группе крови.

Лечение

Тяжелые травмы (переломы костей черепа, ушибы мозга, повреждения мягких тканей) будут исключены при правильном осмотре и диагностике. Диагностировать внутренние повреждения мозга поможет МРТ и рентген головы. Исследованием симптомов, а также вынесением окончательного заключения занимается врач-невролог.

Лечить ребенка дома можно после того, как врачи исключат все возможные осложнения. При домашнем лечении родители должны проследить, чтобы ребенок соблюдал постельный режим. Длительность постельного режима напрямую зависит от симптомов. Врачи рекомендуют немного подержать ребенка в постели даже осле того, как видимые симптомы исчезнут. На полное выздоровление в среднем уходит от 3 дней до двух недель, в некоторых случаях лечение может быть и более длительным.

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Медикаментозное лечение шизофрении

Когда встает вопрос о том, как лечить шизофрению, необходимо понимать, что избавиться от данного расстройства полностью практически невозможно. Усилия врачей будут направлены на сглаживание симптомов и облегчение состояния больного. Но это не значит, что попыток к излечению предпринимать не стоит.

Лечение шизофрении, прежде всего, строится на приеме специальных медикаментов. Лекарственные средства помогают больному связано мыслить, редуцируют бредовые идеи и галлюцинации. При длительном приеме этих средств риск возникновения рецидива заболевания существенно снижается. Контроль приема данных антипсихотических препаратов должен осуществлять врач, имеющий соответствующую специализацию и квалификацию, пооскольку кроме положительного воздействия данные средства обладают рядом побочных эффектов и противопоказаний.

Последствия приема лекарственных средств особенно ярко ощущаются в первые дни медикаментозной терапии. Примерно неделю нужно организму человека, чтобы привыкнуть к действию препаратов. На протяжении этого времени человек может испытывать сонливость, сухость во рту, при попытке встать с места может возникать головокружение. Через несколько дней эти проявления проходят сами собой. Современные препараты обладают меньшим количеством противопоказаний и побочных эффектов, при этом их прием часто является более действенным при лечении шизофрении.

Эффективное лечение любых психических расстройств, в том числе и шизофрении, не возможно без участия семьи. Психиатры поддерживают тесный контакт с родственниками больного, помогают им понять особенности протекания заболевания, консультируют в вопросах ухода за человеком, страдающим шизофренией. В ходе совместной работы удается научить больных понимать свое состояние, чувствовать наступление приступов, контролировать симптомы заболевания.

Диагностика сотрясения мозга

Из-за характера травмы чаще всего диагноз ставится в приемном отделении больницы, врачом бригады скорой помощи на месте происшествия или специально обученным человеком на спортивном мероприятии.

Оказывающий помощь должен осторожно провести физический осмотр, чтобы исключить более тяжелую черепно-мозговую травму, о которой могут говорить такие симптомы, как, например, кровотечение из ушей

Важно следить, чтобы дыхание пострадавшего не было затруднено. Если человек находится в сознании, ему задают вопросы для оценки умственного состояния (особенно памяти), например:

  • Где мы находимся?
  • Что вы делали до получения травмы?
  • Назовите месяцы года в обратном порядке.

Чтобы определить, сказалась ли травма на координации движения, проводят пальценосовую пробу. Для этого человек должен вытянуть руку вперед, а затем коснуться указательным пальцем своего носа.

Если человек без сознания, его не перемещают, пока не наденут специальный защитный бандаж. Так как у него может оказаться тяжелая травма позвоночника или шеи. Отнести пострадавшего без сознания в сторону можно только в крайнем случае, если он находится в непосредственной опасности. Нужно вызвать скорую помощь по телефону 03 со стационарного телефона, 112 или 911 — с мобильного и оставаться с ним до прибытия врачей.

Дополнительные обследования при сотрясении мозга у детей и взрослых

Иногда, если есть основания подозревать более тяжелую черепно-мозговую травму, врач назначает дополнительное исследование, чаще всего — компьютерную томографию (КТ). КТ по возможности стараются не делать детям до 10 лет, но иногда это необходимо. Делается серия рентгеновских снимков головы, которые затем собираются воедино на компьютере. Получившееся изображение представляет собой поперечное сечение головного мозга и черепа.

При подозрении на повреждение костей шеи назначают рентгенографию. Это, как правило, позволяет получить более быстрые результаты.

Показания для проведения КТ при сотрясении мозга у взрослых:

  • у пострадавшего не восстанавливается речь, он плохо выполняет команды или не может открыть глаза;
  • наличие симптомов, позволяющих предположить повреждение основания черепа, например, у человека из носа или ушей выделяется прозрачная жидкость или появились очень темные пятна вокруг глаз («глаза панды»);
  • припадок или судороги после получения травмы;
  • более одного приступа рвоты после получения травмы;
  • человек не помнит, что происходило в последние полчаса перед травмой;
  • симптомы неврологических нарушений, например, потеря ощущений в определенных частях тела, нарушение координации и походки, а также непроходящие изменения зрения.

КТ также назначается взрослым, которые теряли сознание или память после получения травмы, а также имеют следующие факторы риска:

  • возраст 65 лет и старше;
  • склонность к кровотечению, например, гемофилия или прием препарата против свертываемости крови — варфарина;
  • тяжелые обстоятельства травмы: ДТП, падение с высоты больше одного метра и др.

Показания для проведения КТ при сотрясении мозга у детей:

  • потеря сознания дольше пяти минут;
  • ребенок не может вспомнить, что происходило непосредственно перед получением травмы или сразу после этого, дольше пяти минут;
  • сильная сонливость;
  • больше трех приступов рвоты после получения травмы;
  • припадок или судороги после получения травмы;
  • наличие симптомов, позволяющих предположить повреждение основания черепа, например, «глаза панды»;
  • потеря памяти;
  • большой синяк или рана на лице или голове.

Панические атаки

Ранее состояние панических атак относилось к симптомам синдрома вегетативной дистонии. Самостоятельным заболеванием панические атаки начали считать с 1980 года. Сейчас они включены в Международную классификацию болезней. На сегодняшний день специалисты пересматривают подход к паническим атакам: все чаще доктора относят симптоматику заболевания к неврозам, а все возникающие нарушения считают невротическими расстройствами вегетативной дисфункции.

Пароксизмы панического характера охватывают практически 5% населения. Жители мегаполисов являются наиболее уязвимыми к проявлению данного заболевания. Как правило, первые приступы начинаются в возрасте от 25 до 45 лет. Более легкая форма панических атак наблюдается в пожилом возрасте, когда симптоматика выражена слабо, а при приступе панических атак заметно преобладает эмоциональная часть. Панические атаки могут стать следствием пароксизма, пережитого в молодости.

Панические атаки представляют собой одиночный приступ либо целую серию. В случае рецидива стоит относить заболевание к паническим расстройствам. Если ранее заболеванием занимались исключительно неврологи, то сейчас при данных расстройствах пациентом также занимаются психиатры и психологи. Симптомы также интересны докторам в области пульмонологии, эндокринологии, гастроэнтерологии и кардиологии.

Что можно сделать в домашних условиях

Для восстановления функций мозга, нарушенных вследствие употребления алкоголя необходимо в период ремиссии и реабилитации проводить профилактические мероприятия.

В этих целях рекомендуется принимать витамины группы В, PP, С, полиненасыщенные жирные кислоты Омега3 и Омега 6.

Необходимо соблюдать режим «сон-бодрствование», при этом сон обязательно должен приходится на ночное время.

Немаловажное значение имеет питание человека. Оно должно быть сбалансированным, низкокалорийным с высоким содержанием тиамина

Основу диеты составляют такие продукты, как рыба, постное мясо, крупы, бобовые, овощи и фрукты, орехи.

Также врачи назначают нейрометаболическую терапию и физиотерапию, способствующие восстановлению когнитивных нарушений (нарушение памяти, заторможенность мышления, снижение психической активности) и нервной системы.    

Полный индивидуальный комплекс поддерживающей и восстановительной терапии пациенту составляет врач. Только выполняя назначения профессионально составленного плана реабилитации можно рассчитывать на положительный результат лечения.

Осложнения при сотрясении мозга

Среди последствий сотрясения мозга имеются многочисленные и различные по проявлениям осложнения. Так, многократные (повторные) сотрясения вызывают состояние, именуемое dementia pugilistica, или энцефалопатией боксеров; это форма паркинсонизма посттравматического характера, характерная для людей, профессионально занимающихся боксом и периодически переживающих головные травмы. В работах Г. Мартленда, описавшего этот синдром, указываются характерные признаки посттравматической энцефалопатии: небольшое отставание в движениях одной ноги или «шлепки» стопы на ранних стадиях, иногда проблемы с удержанием равновесия, пошатывание; у части больных присутствует хорошо заметная замедленность действий, периодическая спутанность сознания. Иногда проявления болезни остаются слабо выраженными, в других случаях явственно наблюдается волочение ног, заторможенность в движениях, специфические психические нарушения (например, уменьшение используемого словарного запаса), дрожь головы и конечностей.

Осложнения в результате травмы головы могут быть самыми тяжелыми, поэтому на вопрос – что делать при сотрясении мозга – ответ однозначный: обращаться к врачу; ведь черепно-мозговая травма любого типа и степени тяжести может привести к изменению психической составляющей личности и/или физическим нарушениям. К таким осложнениям относятся:

  • Возникновение специфической реакции на прием алкоголя или инфицирование организма: в нетрезвом состоянии, при гриппе или ином инфекционном заболевании, у больного наблюдаются помрачение сознания (делирий), вспышки перевозбуждения и другие расстройства психики.

  • Расстройства вазомоторного типа, связанные с изменением сосудистого тонуса. Обычно они проявляются:

         — настойчивыми, непреходящими головными болями, интенсивность которых резко усиливается при физических нагрузках на организм или просто резких движениях;

         — возникающими при физических усилиях и наклоне тела головокружениями;

         — чередованием приливов крови в область головы и последующей резкой бледности с повышенной потливостью (часто такие проявления бывают ассиметричными и захватывают какую-либо одну половину головы);

         — быстрым наступлением общей усталости, отсутствием концентрации внимания.

  • Неконтролируемые всплески эмоций, повышенная раздражительность, склонность человека быстро возбуждаться, легко впадать в ярость, часто с проявлением агрессии по отношению к окружающим. Довольно часто за агрессивными вспышками следует период раскаяния, и больной искренне извиняется за свое поведение.

  • Проявление симптомов сотрясения мозга в виде приступов судорог, схожих с эпилептическими припадками.

  • Приобретение личностью больного параноидных качеств, а также невротические состояния, когда человек чрезмерно нервничает по любому поводу, тревожится, испытывает страх. Больные утрачивают способность к сосредоточению, жалуются на головные боли, нарушения сна; присутствуют вазомоторные нарушения.

К более редким осложнениям относятся психотические расстройства (психозы), когда больной галлюцинирует, бредит, плохо воспринимает действительность. В отдельных случаях нарушения психики могут привести к деменции – приобретенному слабоумию, характеризующемуся серьезными сдвигами мышления, памяти, утратой критического отношения и способности ориентироваться в реальном окружении, апатичными состояниями.

Чаще других, по мнению специалистов, встречается такие последствия сотрясения головного мозга, как специфический посткоммоционный синдром (название образовано от латинских слов post – «после» и commotio – «трясение»). Он может проявиться и через месяц, и через год после перенесенной травмы в виде резких, труднопереносимых головных болей, приступов головокружения, беспокойного состояния и нарушения режима сна, проблем с концентрацией на каком-либо привычном деле. Психотерапевтическое лечение сотрясения мозга (точнее, его последствий) в этом случае редко оказывается эффективным; рекомендуется симптоматическое лечение, но следует помнить, что прием сильных обезболивающих препаратов может оказаться опаснее самой болезни и стать причиной развития медикаментозной зависимости.
 

Список неврологических заболеваний у детей

Список неврологических заболеваний у детей довольно-таки внушителен, а потому ограничимся перечислением наиболее распространённых.

  • Эпилепсия. Болезнь проявляет себя внезапно возникающими, повторяющимися судорожными приступами.
  • Детский церебральный паралич. Заболевание характеризуется ограничением двигательных возможностей ребёнка, трудностями в поддержании вертикальной позы и ходьбе. Часто сопровождается сниженным интеллектом, задержкой речевого развития и эпилепсией.
  • Невроз (психоневроз, невротическое расстройство). Это название объединяет группу обратимых расстройств, для которых характерны навязчивые, астенические или истерические проявления, ослабление как умственной, так и физической работоспособности.
  • Гиперактивность. Болезнь проявляет себя излишней энергичностью и подвижностью ребёнка, нарушением внимания и сна, отсутствием аппетита, беспокойством и некоторыми вредными привычками, например, привычкой грызть ногти.
  • Астенический синдром. Часто возникает как следствие черепно-мозговой травмы. Проявляет себя быстрой утомляемостью, раздражительностью, замкнутостью и неуверенностью в себе или полной утратой способности длительное время выполнять физические нагрузки.

Диагностика эпилепсии

  • Прежде чем поставить диагноз «эпилепсия», специалист в детской эпилептологии выясняет все нюансы протекания приступов: их частоту, что им предшествовало. Беседа с родителями, которые могут детально описать судорожный припадок своего ребенка, – это один из ключевых моментов в диагностике эпилепсии.
  • Чтобы исключить любые другие причины возникновения судорог, назначаются лабораторные и инструментальные обследования, а также консультации узкопрофильных специалистов – кардиолога, эндокринолога, гастроэнтеролога и других.
  • Для уточнения диагноза проводится электроэнцефалография (ЭЭГ). С ее помощью оценивается биоэлектрическая активность мозга, определяется участок повышенной возбудимости.
  • Также применяется такое исследование, как Видео-ЭЭГ мониторинг, при котором одновременно с показаниями приборов на видеокамеру записывается поведение, пароксизмы, которые описывали родители пациента.
  • Могут быть назначены, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ).

Диагностика сотрясения головного мозга

В большинстве случаев диагноз можно поставить на основании данных анамнеза заболевания и клинических данных. Но у детей раннего возраста, ввиду наличия лишь неспецифических симптомов, могут потребоваться дополнительные методы обследования пациента:

  1. Общий анализ крови и мочи – для исключения воспалительных изменений в организме ребёнка.
  2. Рентгенография черепа в 2 проекциях: прямой и боковой – метод позволяет определить целостность костей черепа, увидеть перелом. У детей грудного возраста часто определяют линейные переломы, которые клинически не проявляются.
  3. Нейросонография – ультразвуковое исследование головного мозга актуально только для детей 1-го года жизни, так как датчик аппарата устанавливается на большой родничок, который к году закрывается. У детей старшего возраста плотные костные структуры не позволяют проникнуть ультразвуковым лучам до вещества головного мозга. Нейросонография даёт возможность визуализировать желудочки, структуру мозга. Таким образом можно определить отёк мозга, наличие гематом, а также выявить внутричерепную гипертензию. На сегодняшний день данный метод – самый эффективный и распространённый, ввиду его неинвазивности и информативности.
  4. Компьютерная томография – также является одним из самых лучших методов диагностики сотрясения мозга, так как данное исследование позволяет оценить степень и уровень поражения мозга. Компьютерная томография сканирует головной мозг ребёнка послойно, а это значит, что без труда можно определить локализацию очага поражения. У малышей выполняется под наркозом.
  5. Магнитно-резонансная томография имеют высокую информативность для сотрясения мозга, но имеет ряд недостатков: метод дорогой, не в каждой больнице имеется, не определяет поражение костных структур мозга, а также ребёнку необходимо ввести наркоз, для того чтобы спокойно лежать 20 минут.
  6. Электроэнцефалограмма – метод, который применяют для определения наличия очагов поражения коры головного мозга, которые являются потенциальными источниками эпилепсии. При сотрясении головного мозга данный метод назначают по показаниям, когда существует подозрение на осложнение.
  7. Люмбальная пункция с забором ликвора (спинномозговой жидкости) для анализа. Изменения в ликворе свидетельствуют о черепно-мозговой травме, кровоизлияниях, воспалительных процессах оболочек головного мозга. Люмбальную пункцию проводят, если имеются у больного строгие показания.
  8. Консультация невролога, нейрохирурга для оценки тяжести поражения головного мозга.
  9. Консультация офтальмолога с проведением осмотра глазного дна. Застой диска зрительного нерва может указывать на внутричерепную гипертензию.
  10. Консультация оториноларинголога с проведением аудиометрии для определения остроты слуха ребёнка.

Симптомы панической атаки

Панические атаки часто являются следствием психического расстройства (шизофрении, истерического невроза, депрессии и др) или соматических заболеваний (язвенная болезнь, нейроциркуляторная дистония, ИБС и др). Психологические факторы обуславливают полисимптомность, а также наличие субъективных и объективных симптомов.

Зачастую панические атаки не имеют никакой взаимосвязи с реальной опасностью. При этом заболевание берет внезапный старт, симптомы стремительно усиливаются, а затем идет на спад, оставляя пациента наедине с состоянием восстановления после приступа. Как правило, панические атаки длятся порядка 15 минут. В редких случаях замечены непродолжительные приступы (порядка 10 минут) и длительные приступы (около 1 часа). Наиболее мощным считается приступ на 5-10 минутах своего проявления. Пациенты, вспоминая этот период, жалуются на особую тяжесть переживания приступа, а также определенную опустошенность и раздавленность.

Самыми частыми жалобами являются ощущение удушья, боль в сердце, замирание сердца либо чрезмерная его активность, проблемы с дыханием, нехватка воздуха и др. Нередко встречаются такие симптомы, как парестезии, головокружения, озноб, потливость. В конце приступа – полиурия. Зачастую пациенты рассказывают о когнитивных нарушениях: деперсонализации, нечеткости звука, расплывчатости предметов, дурноту в голове и так далее. Более редкими симптомами являются рвота, отрыжка, тошнота и другие симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта.

Первая паническая атака за редкими исключениями выражена конкретным страхом смерти. При повторении она принимает четкую форму: человека одолевает страх смерти от какого-либо заболевания либо несчастного случая. Появляется чувство тревоги, которую трудно объяснить чем-либо, внутреннее напряжение. Зачастую пациенты доходят до состояния аффекта. Некоторые пациенты наиболее подвержены эмоциональным расстройствам: чувство жалости, ничтожности, безысходности.

При панических атаках могут происходить определенные функциональные нарушения: скрючивание рук, озноб, мутизм, нарушение зрения, онемение конечностей, изменение походки и др.

Как слышит новорожденный: особенности развития слуха ребенка и его реакции на звуки

Слух ребенка, как и его зрение, начинают свое развитие еще с внутриутробного периода. Уже на втором месяце, а точнее на пятой неделе беременности идет закладка и формирование органов слуха, а в начале второго триместра, где-то на шестнадцатой неделе, кроха сможет воспринимать звуки. С этого момента начнется и работа слуховой системы.

Если помните, то не зря рекомендуется включать негромкую классическую музыку, постоянно разговаривать с малышом — медицинские исследования давно показали и доказали пользу такого внутриутробного развития и общения с ребенком, который по-разному реагирует и на голоса родных людей, и на быструю или медленную музыку разных жанров, и на другие звуки, которые слышит.

Существует даже «феномен узнавания», заключающийся в том, что кроха, родившись на свет, будет потом узнавать какую-то мелодию или песню, которую вы больше всего любили и чаще всего слушали во время беременности.

До конца двадцатой недели внутреннее ухо ребенка достигнет в своем развитии размера внутреннего уха взрослого, то есть, он сможет различать не только звуки, но и их громкость или интенсивность и частоту (высоту).

На седьмом месяце, приблизительно двадцать шестой-двадцать седьмой неделе жизни плода, наступит еще один этап развития слуха — ваш малыш начнет реагировать на звуки: вздрагивать от резкого шума, громкого голоса, активнее двигаться, услышав тембр мамы или папы, успокаиваться под тихую колыбельную. Это можно наблюдать даже на процедуре УЗИ. К тридцать второй неделе ребенок научится распознавать источник звука и поворачивать к нему головку.

Кроме внешних звуков окружающего мира, малыш также слышит много шумов: стук маминого сердца, движение крови, звуки работы легких или кишечника и т. д. Все вместе они становятся своеобразным фоном, за счет которого то, что извне, воспринимается ребенком словно приглушенно. Прибавьте к этому и слой тканей материнского организма, и окружающие малыша околоплодные воды.

Какой Слух у ребенка в момент рождения?

Рождаясь, кроха имеет полностью сформированный периферический орган слуха с развитыми ушными раковинами, полостью среднего уха, наружным слуховым проходом и органом внутреннего уха. Поэтому он все слышит сразу после появления на свет.

Тем не менее, многие считают, что ребенок в первые дни после рождения плохо слышит или почти ничего не слышит по причине скопившейся жидкости во внутреннем ухе.

На самом деле малыш может просто не реагировать на какие-то невыразительные или тихие звуки, но можете не сомневаться — он их действительно слышит. А главным ориентиром для него по-прежнему будет мамин голос, который кроха сможет отличить от других звуков и узнать среди остальных голосов.

Также ребенок отреагирует на резкий или очень громкий звук, создающий определенную вибрацию, но может не обращать внимания на работающий фен, пылесос или телевизор. Помимо этого, можно наблюдать выраженную реакцию новорожденного на тембр вашего голоса, его интонацию, темп, в котором вы разговариваете, и даже язык (родная или чужая речь).

Проявится эта реакция в поведении ребенка:

  • он начнет активно двигать ручками и ножками;
  • поворачивать головку;
  • станет будто искать источник звука глазами, моргать;
  • может замереть, прислушиваясь;
  • слишком неожиданный и громкий звук вызовет испуг — малыш наверняка вздрогнет и расплачется;
  • иногда даже возможны судорожные движения.

Новорожденный ребенок не всегда реагирует на звуки, потому что сейчас он только учится подстраивать свой слух, к тому же, сколько нового для него в этом мире пока звучит все одновременно, сливаясь в общий шум, который доносится со всех сторон и звучит с разной громкостью, на разной высоте и с различной интонацией.

Чтобы различить тот или иной звук, вычленить его из этой какофонии, малышу понадобится время.

Симптомы сотрясения головного мозга у детей

К основным признакам, свидетельствующим о СГМ во взрослом возрасте, относятся:

  • кратковременное нарушение сознания
  • посттравматическая амнезия (длится несколько секунд или минут, но не более часа)
  • головная боль ( сдавливающая или сжимающая)
  • жалобы на головокружение и тошноту, не связанную с приёмом пищи (причём чувство тошноты обычно взаимосвязано с выраженностью головной боли)
  • учащённое дыхание, рвота, нарушение сердечного ритма
  • симптомы нарушения вегетативной нервной системы
  • общая слабость;
  • стойкое повышение давления (не столько из-за самой травмы, сколько из-за перенесённого стресса);
  • бледность лица или гиперемия (приливы крови);
  • повышенное потоотделение рук и ног;
  • неврологические проявления (более выражены в первые часы и дни после травмы):
  • расширение или сужение обоих зрачков при сохранении живых рефлексов на свет;
  • асимметрия сухожильных и кожных рефлексов;
  • мелкий горизонтальный нистагм (частое колебательное движение).

Симптомы СГМ у детей с момента травмы появляются не сразу. В момент травмирования отмечается бледность кожных покровов (прежде всего лица) и тахикардия. В динамике возникает головная боль, вялость и сонливость, рвота, беспокойство, капризность, расстройства сна, срыгивания во время кормления.

У детей дошкольного возраста, в отличие от взрослых и детей старше семи лет, посттравматическое состояние протекает без утраты сознания, отмечается лабильный пульс, горизонтальный нистагм, снижение корнеальных рефлексов (при лёгком прикосновении к роговице глаза веки не смыкаются), изменение мышечного тонуса (чаще гипотония), повышение или понижение сухожильных рефлексов, повышение температуры до 37,1-38,0°C.

Состояние ребёнка обычно улучшается на 2-3 день после СМГ, тогда как у взрослых симптомы регрессируют на 5-9 сутки с момента травмы.

Осложнения сотрясения головного мозга у детей

Наиболее частыми последствиями СГМ у детей являются:

  • нарушение формирования навыков чтения (дислексия), письма (дисграфия) или счёта (дискалькулия);
  • школьная дезадаптация, когнитивные и речевые нарушениями, эмоциональные и поведенческие трудности;
  • проблемы с обучением, освоением школьной учебной программы (знания имеют отрывочный характер);
  • невнимательность во время проведения занятий, ухудшение памяти;
  • неопрятность в одежде и в личной гигиене, быстрое «охлаждение» к начатому делу;
  • затруднения в использовании полученной информации, построения выводов и заключений;
  • в отдалённом периоде ЧМТ — затруднение социальной адаптации в связи с эмоциональными вспышками или агрессией;
  • мигрень, нервозность, бессонница, беспричинное чувство страха и тревоги, развитие неврозов.

Заключение

Сотрясение головного мозга – самая распространённая черепно-мозговая травма у детей. Младенцы чаще травмируются дома по вине родителей.

Не оставлять малыша одного на пеленальном столике или на кровати без бортиков.

Если же произошло падение, то следует немедленно вызвать скорую помощь для оценки состояния ребёнка, а также для проведения необходимых лечебных мероприятий.

Анастасия Минина, Врач-педиатр 40 статей на сайте

После окончания медицинского ВУЗа я прошла подготовку в интернатуре по направлению: «Поликлиническая педиатрия». После прохождения обучения я работаю районным педиатром Холмогорской больницы села Холмогоры Архангельской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector