Рефлексы новорожденных

Жизненная важность врожденных рефлексов у новорожденного ребенка

Неонатологи выделяют у новорождённого крохи около 15 жизненно важных безусловных (врожденных) рефлекторных реакций. Причем часть из них помогает младенцу в тяжелом процессе рождения. При исполнении своей функции они исчезают. Еще одна часть своего рода почва для развития новых. И остальная часть реакций играет не маловажную роль в формировании индивидуальности ребенка.

Детские врачи выделяют 3 функциональные группы безусловных рефлексов:

  1. Для обеспечения полноценности жизненных функций: дыхательный, сосательный, глотательный, спинальный;
  2. Защищающий от факторов наружной среды: холода, жары, яркого света, ветра и других;
  3. «На время»: один из таких, как удерживание дыхания при рождении.

Рефлекс Робинсона (хватательный рефлекс)

Рефлекс Робинсона относят к тем врождённым рефлексам, которые не угасают, а меняются на сознательное действие. Он проявляется с рождения: если в ладонь грудничка вложить палец, то он крепко схватится за него, иногда хватка настолько сильная, что ребёнка можно без труда приподнять. У новорожденного с гипотонусом мышц может наблюдаться слабый хватательный рефлекс, его необходимо будет развивать. Для этого используют динамическую гимнастику и массаж, однако любые меры стоит применять только после консультации с педиатром. Если хватательный рефлекс у новорожденного полностью отсутствует, то консультация врача нужна незамедлительно. В таких случаях, как правило, своевременное лечение обеспечивает дальнейшее развитие ребёнка согласно возрастным нормам.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Спинальные рефлексы

Спинальные автоматизмы связаны с развитием спинного мозга и представляют собой набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. К ним относят:

Защитный – если малыша положить на живот, то он рефлекторно поднимает голову и поворачивает ее набок, чем обеспечивает себе доступ кислорода. Это защитная реакция с рождения от возможного нарушения дыхания. Исчезает спустя около 1,5 месяцев после рождения.

Опоры и автоматической ходьбы – если новорожденного поставить на ноги с поддержкой, то он автоматически выпрямляет ноги и становится на поверхность всей стопой, а если в том же положении его слегка наклонить вперед, то младенец начнет перебирать ножками, как при ходьбе. При этом он может скрестить ноги, что является показателями нормы

Особое внимание следует уделить, если ребенок становится на поверхность не всей стопой, а только носочками, что может означать тонус мышц. Наиболее проявлен в первые 1,5 месяца жизни, после угасает, и лишь к 10-12 месяцам организм уже абсолютно готов к ходьбе.

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить

Этим можно нанести только вред неокрепшему организму

Важно! Ни в коем случае не стимулируйте с раннего возраста этот автоматизм, «тренируя» ребенка ходить. Этим можно нанести только вред неокрепшему организму. Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

Когда придет время, малыш освоит передвижение в пространстве без особых проблем.

  • Ползания (Бауэра) – если перевернуть малыша на живот, он будет пытаться делать ползательные движения, а если дать опору ножкам в таком положении (подставить руку, например), то он будет сильнее отталкиваться ногами, имитируя ползание. Возникает с первых дней жизни и сохраняется на протяжении первых 4-х месяцев, после чего исчезает, и лишь после полугода младенец готов осваивать ползание самостоятельно.
  • Хватательный (Янишевского и Робинсона) – любой предмет, попадающий в ладонь младенца, он крепко сжимает. Захват бывает достаточно сильным. Если вложить в ладони новорожденного по пальцу взрослого, то таким образом, его вполне можно поднять. Возникает с рождения и сохраняется до 4-х месяцев. После этого периода захватывание предметов приобретает более сознательный характер. Также выделяют еще нижний хватательный рефлекс у новорожденных – если надавить на стопу ребенка, на основание 2-го пальца, то малыш подожмет все пальцы ноги. Как и верхний, проявляется до 4-х месяцев, после угасает.
  • Галанта – если при положении на боку провести вдоль позвоночника младенца сверху вниз, то он выгибается, и при этом, разгибает ногу со стороны раздражителя. Проявляется симметрично на обе стороны. Возникает с 5-6 дня после рождения и сохраняется до 3-4-х месяцев.
  • Переса – при положении на животе проводят пальцем от низа до шеи по позвонкам, малыш выдает бурную реакцию в виде крика, подгибания рук-ног, поднятия таза. Проявляется в период первых 3-4-х месяцев жизни.
  • Моро – проявляется при резких раздражителях: хлопки по поверхности в районе головки на расстоянии 15 см с двух сторон, внезапными манипуляциями с нижней частью туловища – поднятием или разгибанием ног. Малыш сначала раскидывает руки в стороны, разжимая ладони, затем резко сводит их, обхватывая себя. Рефлекс Моро у новорожденных еще называют рефлексом объятий. Проявляется в норме до 4-5-х месяцев.

Критерии для оценки физиологической зрелости

Для оценки физиологической зрелости младенцев врачи применяют методы, доступные в любом родильном доме – от столицы до маленького районного городка. Они не требуют специального оборудования и сложных  манипуляций.

Терморегуляция

Способность постоянно поддерживать одинаковую температуру тела – от 36,6 до 36,8 градусов. Измеряют температуру новорожденным и младенцам в прямой кишке. Указанные значения устанавливаются в прямой кишке уже спустя час-полтора после рождения ребёнка, после чего маленький организм сам поддерживает её постоянство.

Скелетно-мышечные рефлексы

Это двигательные рефлексы, которые присущи физиологически зрелым детям. Они представляют собой реакцию малыша на раздражение различных участков его кожных покровов.

Рефлекс Робинсона или «хватательный» рефлекс

Если в ладошку младенцу вложить палец взрослого, он хватает его настолько сильно, что на этом пальце врач может спокойно поднять ребёнка. Потому что одновременно с сокращением мышц ладони происходит усиление общего тонуса тела, всей скелетной мускулатуры.

Подошвенный рефлекс

Врач штриховыми движениями касается кожи стопы младенца, то есть раздражает её по внутреннему краю подошвы. В ответ на воздействие младенец разгибает большой палец стопы, а все остальные пальчики сгибает. Одновременно можно отметить, что ребёнок сгибает ножки в коленных и тазобедренных суставах, усиливается сократительная активность остальных мышц его тела.

Затруднённое разгибание ножки в колене​

Если ножку ребёнка согнуть в тазобедренном суставе, то она с трудом разгибается в коленном суставе. Это объясняется тем, что у физиологически зрелого младенца тонус мышц-сгибателей всегда преобладает над тонусом мышц-разгибателей.

«Ползание»

Если ребёнка положить на животик и приставить к его подошвам ладонь, он рефлекторно отталкивается от неё. Создается эффект ползания, хотя малыш остаётся на месте.

Отрицательная реакция на опору

Младенец, которого вертикально поднимают над столом, держа под мышки, не опирается на него. Даже если его ножки опускать к столу. Ребёнок подгибает ножки и притягивает их к животику.

Пяточный рефлекс, или рефлекс Аршавского

При умеренном надавливании на пяточную кость младенца, возникает обобщенная реакция организма в виде разгибательной двигательной активности, крика и гримасы плача.

Общая двигательная активность младенца

Во время сна у физиологически зрелых младенцев отмечается спонтанная двигательная активность. Она возникает из-за периодического изменения состава крови малыша. Её проявления – это отдельное вздрагивание ручек или вздрагивание ножек, больше с тенденцией к разгибанию, чем к сгибанию.

Нервная система

У физиологически незрелых детей процесс созревания проводящих нервных путей — образование миелиновой оболочки вокруг нервов и нервных волокон, или миелинизация, — еще не закончен, поэтому нарушается проведение нервных импульсов к различным органам и тканям, что сказывается на состоятельности их функций. Периферическая нервная система недостаточно миелинизирована; пучки нервных волокон редкие, распределены неравномерно. Миелинизация в норме продолжается еще в постнатальном периоде, т.е. после рождения.

Стенки сосудов у незрелых малышей могут состоять только из одного внутреннего слоя – эндотелия и не содержать гладкой мышечной ткани, коллагена или эластина (особенно при гипоксии у мамы во время беременности  и  дефиците белка, железа, меди, витамина С и др.). То есть, не заканчивается формирование соединительнотканного каркаса в стенке сосудов, что снижает устойчивость к гипоксии и усиливает риск развития внутричерепных кровоизлияний.

У незрелых новорождённых отсутствует механизм ауторегуляции сосудов головного мозга в связи с незаконченным формированием волокон сосудов. Кроме того, метаболическая активность эндотелиальных клеток зависит от проводящих путей, обеспечивающих протекание процессов окисления, и поэтому существует большая вероятность повреждения их при гипоксии.

Во время родов, даже протекающих без осложнений, мозг малыша испытывает значительные нагрузки. Давление на оболочки мозга становится настолько сильным, что могут развиться явления спазма, нарушение кровообращения, кровоизлияния в мозг. Эти явления более вероятны у недоношенных и незрелых детей из-за незрелости мозговых структур. Для определения степени незрелости и поражения ЦНС описывается так называемый неврологический статус новорожденного, который определяется такими факторами как: поведенческое состояние, мышечный тонус, двигательная активность, безусловные рефлексы, реакция на внешние раздражители.

У с незрелой нервной системой снижены двигательная активность и мышечный тонус, характерны слабость и быстрое угасание физиологических рефлексов. Замедленная реакция на раздражения отличается распространенностью на весь организм, слабостью активного торможения, иррадиацией процесса возбуждения, т.е. раздражение одного центра перекидывается на другой, но в меньшем масштабе. Незрелость коры обусловливает преобладание подкорковой деятельности: движения хаотичны, могут отмечаться вздрагивания, тремор (дрожание) рук, клонус стоп (судорожные сокращения мышц в ответ на воздействие), подергивание глазных яблок, преходящее косоглазие.

Основные рефлексы новорожденного

В момент появления на свет у ребенка имеются лишь безусловные рефлексы, которые никак не зависят от его познаний окружающего мира. Со временем некоторые безусловные рефлексы заменяются на условные, которые уже появляются в виду созревания мозга малыша. Поэтому их иногда называют рефлексами личного опыта.

Безусловные (врожденные) рефлексы нужны малышу, как воздух. Часть из них используется лишь в момент появления малыша на свет и в первые дни его жизни. Другая часть рефлексов служит толчком для развития новых. Третья часть остается на протяжении всей жизни.

Таким образом, можно выделить несколько групп врожденных рефлексов:

  • обеспечение нормальной жизнедеятельности (глотательный, сосательный и дыхательный рефлекс);
  • защита детского организма от воздействий внешней среды – холода, яркого света и пр.;
  • временные рефлексы, необходимые малышу для преодоления родовых путей.

Шагающий рефлекс (рефлекс опоры)

У новорождённых можно наблюдать рефлекс автоматической ходьбы (опоры). Он ярко выражен до 1,5 месяцев, а затем угасает, и исчезает в три месяца. Способность самостоятельно совершать шагающие действия малыш приобретёт только к году. У новорождённых в норме безусловный рефлекс опоры проявляется следующим образом: если младенца, придерживая за подмышки, приподнять, он начинает сгибать ноги, а при последующем контакте с поверхностью малыш на полусогнутых ногах стоит. Если его слегка наклонить вперёд, то появляются характерные шаговые движения. Плохой шагающий рефлекс может наблюдаться при заболеваниях нервно-мышечного типа у новорожденного, внутричерепных травмах, родовой асфиксии.

Теги по теме:
рефлекс моро у новорожденныхрефлекс бабкина у новорожденныхладонно ротовой рефлекс у новорожденныхслабый хватательный рефлекс у новорожденногоотсутствие глотательного рефлекса у новорожденногорефлекс бабинского у новорожденныхрефлекс галанта у новорожденныхрефлекс бауэра у новорожденныхрефлекс задержки дыхания у новорожденныхрефлекс переса у новорожденныхрефлекс ландау у новорожденныху новорождённого отсутствует рвотный рефлексрефлекс ходьбы у новорождённыхрефлекс опоры у новорожденных

Поведенческая аудиометрия

Безусловно-рефлекторный метод

У детей в возрасте до 7 месяцев состояние слуха проверяют с помощью оценки безусловных рефлексов на звук. В некоторых случаях безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят более старшим детям, если другие поведенческие методы исследования слуха (условно-рефлекторную или игровую аудиометрию) провести не удается. Безусловно-рефлекторную аудиометрию проводят, используя генераторы звука, педиатрические ручные аудиометры, бытовые  звучащие предметы, «шумные» игрушки (погремушки, барабаны, пищалки).

Рисунок 1. Безусловно-рефлекторная аудиометрия с помощью ручного педиатрического аудиометра PA5 производства Interacoustics, Дания.

В ответ на звуковую стимуляцию медсестра или врач отмечает наличие или отсутствие безусловных рефлексов ребенка на звук, среди них, основные:

  • рефлекс Моро — движение подрагивания руками и ногами, ребенок вытягивает руки и ноги, а потом снова подтягивает их к телу
  • кохлеопальпебральный рефлекс — сжимание век при закрытых глазах или быстрое смыкание век при открытых глазах
  • дыхательный рефлекс — за глубоким вдохом следует 5–10-секундная задержка дыхания, после которой дыхание снова нормализуется
  • ауропальпебральный рефлекс Бехтерева — мигание и активность век
  • ауропупилярный рефлекс Шурыгина — расширение зрачка

Безусловные рефлексы новорожденных угасают в возрасте примерно 3–5 месяцев и начинают развиваться первые ориентировочные реакции

При проведении безусловно-рефлекторной аудиометрии детям старше 6-7 месяцев обращают внимание на  изменение поведения в ответ на акустические сигналы, такие как:

  • изменения мимики
  • поворот или движение головы
  • движение глазами или бровями
  • сосательная активность – замирание или усиленное сосание
  • изменение дыхания, движение руками и/или ногами.

Врождённые рефлексы новорожденных

Родителям важно знать, какие безусловные (врождённые) рефлексы должны быть у новорождённого, и понимать их значение. Это поможет осознанно наблюдать за малышом, и в случае отклонения от нормы своевременно обратиться к врачу

Врождённых рефлексов достаточно много. Педиатры делят их на следующие группы:

  • обеспечение нормальной жизнедеятельности (сосательный, глотательный, дыхательный и спинальный рефлексы);
  • защита организма от различного рода раздражителей, например, от жары, холода, яркого освещения;
  • временные рефлексы (к примеру, задержка дыхания во время движения по родовым путям).

Как проверить?

С помощью особых рефлексов определяют, как развивается ребенок. Некоторых родителей начинает пугать, когда малыш начинает вздрагивать, раскидывать конечностями (см. на видео). Но этого бояться не нужно, так как все это считается нормальным. Родителям кажется, что ребенок неправильно развивается, обладает разными пороками, слабоумием. Но на самом деле все не так.

https://youtube.com/watch?v=VCUKUyw4qKs

Если знать, что означают рефлексы и проявления их, то можно определить, как должен нормально развиваться любой ребенок. Об одном из таких рефлексов мы сейчас говорим.

Используя рефлекс, можно узнать, как будет реагировать малыш на разные ситуации.

Это делают так:

  1. Уложенному на спину ребенку делают резкое выпрямление ножек.
  2. Производят резкое опускание ребенка и резкое поднятие.
  3. Производят резкое постукивание по поверхности, на которой лежит малыш.

На все эти действия ребенок должен реагировать. Это проявляется в откидывании назад, разведении рук, плеч, открывании кулачков. Это должно произойти за секунду, затем все проходит.

Группа 2

Кажущиеся такими беззащитными младенцы умеют не только отыскивать еду, но и бороться за свою жизнь. Помогает им в этом целый ряд рефлексов:

Хватательный рефлекс

Если крохе дать палец, то он мгновенно крепко-накрепко хватается на него. Сторонники теории эволюции убеждены, что этот рефлекс «перепал» людям от обезьян. Ведь детёныши приматов готовы в любой момент вцепиться в шерсть матери, чтобы не упасть во время её прыжков и скачков.

Кстати, действие хватательного рефлекса распространяется даже на ножки младенцев. Потрогайте стопу ребёнка, и вы увидите, как он тут же сгибает пальчики. Так заставляет действовать не боязнь щекотки, как думают некоторые, а именно безусловный рефлекс.

Рефлекс Моро

Этот рефлекс заставляет понервничать многих молодых родителей

Ещё бы, ведь услышав резкий звук, почувствовав какое-то неосторожное движение (например, затряслась задетая собакой кроватка), младенец вдруг вздрагивает, выгибается, всплёскивает ручками и может даже прижать их к себе, словно защищаясь от опасности

Ничего страшного или странного в таком поведении нет. Всё это проявления рефлекса (они угаснут, когда ребёнку будет около 4 – 5 месяцев). Однако сильный испуг вполне может испортить малышу настроение. Поэтому взрослым следует быть осторожнее.

Учёные считают, что этот рефлекс близкий родственник хватательного. При малейшей опасности детёныш раскидывал ручки, чтобы понадёжнее и поудобнее схватиться за мать, а потом вступает «в дело» и хватательный рефлекс, позволяющий цепко держаться и не падать.

Рефлекс Бабинского  

Ещё один близкий к хватательному рефлекс. Стоит несильно провести по ступне ребёнка от пяточки к пальчикам, как он тут же смешно растопырит их наподобие веера (очевидно, что бы тут же крепко вцепиться в родительницу). Сохранение рефлекса до полутора-двух лет – норма, а вот его более поздние проявления могут свидетельствовать о неблагополучии. 

Защитный рефлекс

Тоже очень важный для жизни рефлекс. Проявляется он в том, что новорождённый, которого кладут на животик, моментально поворачивает головку в сторону, чтобы иметь возможность дышать. Пропадает к 1,5 месяцам.

Рефлекс ползания

Стоит младенца выложить на живот с вытянутыми вдоль тела ручками, он рефлекторно подтягивает к плечам сначала одну, а затем и вторую. При этом, если подставить под его стопы ладонь или другую опору, малыш поползёт вперёд, используя ручки и ножки

Это жизненно важное умение позволяет младенцам подползать к материнской груди в поисках молока, запах которого уловил чуткий носик, или источнику тепла и, наоборот, избегать раздражающих и опасных факторов (солнца, жары и т.д.). К 3 – 4 месяцам рефлекс угасает

Важно! Некоторые новорождённые умудряются применять этот рефлекс на практике очень активно. Поэтому оставлять ребёнка на комоде для пеленания или кровати без бортиков ни в коем случае нельзя, даже если он ещё совсем мал

Рефлекс автоматической ходьбы

Если поднять малыша, держа его за подмышки, и «поставить» на ровную твёрдую поверхность, слегка наклонив вперёд, то кроха начнёт переступать ножками, «ходить». Причём доношенные дети чаще ставят ножки на полную стопу, а недоношенные малыши – на пальчики. Этот рефлекс учёные рассматривают как подготовку к самостоятельной ходьбе, которую дети осваивают ближе к году. В норме рефлекс исчезает довольно рано, максимум к 1,5 месяцам.

Важно помнить, что не всегда эти и другие рефлексы новорождённых проявляются сразу или в полной мере. Иногда в «опоздании» или невыраженности виноваты недоношенность, родовые травмы, асфиксия, некоторые заболевания либо реакция на лекарственные препараты

Скорее всего, спустя некоторое время все рефлексы «заработают».

Экспериментируя, вы обнаружили, что у вашего чада слабо проявляются или вовсе не выражены какие-то рефлексы? Не стоит паниковать.

Во-первых, ребёнок мог уже просто «перерасти» конкретный рефлекс (ведь сроки угасания указаны приблизительно).

Во-вторых, возможно, вы что-то делаете не так и у вас не получается вызвать рефлекторные действия.

Кроме того, отсутствие или слабая выраженность рефлексов, связанных с приёмом пищи (сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой), скорее всего, говорят только о том, что ребёнок просто не голоден. Попробуйте проверить эти рефлексы перед кормлением, а не после. И они наверняка проявятся «во всей красе».

Описание хватательных рефлексов

Когда появляется хватательный рефлекс у новорожденных? Рефлекс Янишевского возникает в том случае, если в ручку малыша что-то вложить или надавить на его ладонь, тогда он автоматически сожмет пальцы.

На заметку. Подобный захват бывает очень крепким: иногда ребенка, схватившего пальцы взрослого человека, можно поднять в воздух (рефлекс Робинсона).

Реакция наблюдается у детей до достижения ими 4 месяцев. Затем функция сменяется произвольным захватыванием окружающих предметов с помощью рук.

Интересно. Подобные проявления можно заметить у новорожденных детенышей обезьян, которые держатся за волосяной покров матери посредством крепкого захвата кистями рук.

О нарушениях в работе нервной системы говорят такие признаки:

  • Пассивная или отсутствующая реакция (такое возможно при парезах рук);
  • Ослабленный рефлекс может быть у заторможенных деток;
  • Сильно выраженная реакция характерна для возбудимых младенцев;
  • Сохранение функции после 4-5 месяцев.

Интересно. Точно такая же реакция свойственна и нижним конечностям. Если надавить на подушечку стопы, пальцы новорожденного произведут подошвенное сгибание. Если прикоснуться к подошве, то пальчики разойдутся веером (рефлекс Бабинского).

Самые частые симптомы расстройства

Типичные симптомы для синдрома Ретта – мышечные и двигательные нарушения. Мышцы находятся в гипертонусе или же, наоборот, теряют его. В этом случае у ребенка развивается неправильное положение тела, прогрессирует частичные параличи и нарушение координации. Например, девочки скрещивают ноги во время ходьбы.

Синкинезии – патологические сокращения мышц, возникают вслед за произвольным движением: простая улыбка способна вызвать резкий взмах ногой. Такое явление постепенно приводит к повреждению суставов, сухожилий и связок, провоцирует ортопедические нарушения. Последние проявляются во всевозможных деформациях и также очень часто сопровождают таких детей. Среди них выделяют вывих тазобедренного сустава, провоцируемый малой подвижностью.

Статическая деформация стопы чаще развивается из-за нарушенного мышечного тонуса. Распространенной считается патология под названием «конская стопа», связанная со снижением подвижности голеностопного сустава. Ее можно узнать по пятке, которая не достигает земли, стопа при этом смещается кнаружи или вовнутрь. Причина патологии – гипертонус икроножной мышцы.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, который провоцирует массу проблем у таких пациентов: деформации суставов и костей, боли во время ходьбы, в стоячем или сидячем положении, утрата способности передвигаться. Сколиоз грудного отдела вызывает легочную недостаточность. Появляются также проблемы с пищеварением.

У детей с синдромом Ретта наблюдается повышенное слюнотечение. Но это происходит не из-за избытка количества слюны, а потери способности сглатывать ее.

Нарушение питания может развиваться из-за частых приступов тошноты. Она появляется на любые аспекты питания: на определенный продукт, его температуру, на способ приготовления. Так, ребенок способен отрицательно реагировать на пищу, поданную кусочками, или на комочки в блюде.

Постоянная тошнота провоцирует отказ от питания, а значит, потерю в весе.

Плохое сглатывание слюны, которая регулирует кислотность в желудке, и повышенное внутрибрюшное давление вызывают желудочно-пищеводный рефлюкс, то есть забрасывание содержимого желудка в пищевод. Это чревато такими последствиями, как воспаление стенки пищевода, респираторные инфекции.

Малоподвижный образ жизни, неврологические расстройства, неправильное питание провоцируют возникновение запоров у детей с синдромом Ретта. Они носят тяжелый характер, поскольку способны вызывать закупорку кишечника и сильные боли.

Повышенное слюнотечение, тошнота, рефлюкс снижают потребление ребенком пищи и даже развивают на нее негативную реакцию. В результате этого ребенок теряет в весе. Этот процесс стоит строго контролировать, поскольку он чреват истощением.

Другое тяжелое расстройство связано с работой дыхательной системы, развивающееся вплоть до приступов апноэ. Это явление настолько часто среди детей с синдромом, что нередко стает причиной их гибели.

Важными патогномоничными признаками синдрома считаются проявления аутизма. Именно из-за них заболевание изначально считали одной из форм этого расстройства, а в настоящее время относят к болезням аутистического спектра.

Аутистические признаки проявляются в отстранении от окружающего мира, в том числе и от родственников. Ребенок замыкается в себе, может не откликаться, когда его зовут. Предпочитает одиночество. Дети боятся чужих людей и непривычных ситуаций.

Лицо такого ребенка становится похожим на каменное. Взгляд блуждающий или устремлен в одну точку. Поведение часто непредсказуемо: случаются приступы неутомимого смеха или плача. Склонны к самоповреждениям: царапают кожу, кусают пальцы, вырывают волосы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector