Ребенок не хочет читать: 12 способов это исправить

Несколько примеров

Ситуация первая. Вы пришли с работы, а вам еще ужин готовить. Заранее попросите своего ребенка сделать импровизированный телевизор или радиостудию, но зачем — ему не говорите. Далее объявите, что сегодня он ведущий программы «В гостях у сказки» (если читать надо сказку) или «В гостях у …» (имя того писателя, которого они сейчас проходят). Можно представить, что вашего ребенка пригласили на радио, почитать аудиосказки. Проходить это может и на кухне, телевизор на кухне смотрят многие.

Ситуация вторая. Вы пришли с работы. Очень устали. Попросите вашего ребенка почитать вам что-нибудь от усталости (конечно, это домашняя работа). Вы садитесь в кресло, а может, ложитесь на диван, закрываете глаза и ваш ребенок, как доктор, читает вам «волшебное произведение». После прочтения случается чудо: вы «выздоравливаете».

Ситуация третья. Вечер. Уже поздно, но почитать нужно. Скажите ребенку, что вы ему в детстве читали на ночь, теперь его очередь почитать вам. Можно почитать младшим детям, если они есть, даже если они еще грудные. Можно притвориться, что вы уснули.

Ситуация четвертая. Ваш ребенок играет в школу. Урок чтения. «Ученики» сидят, слушают, потом ребенок кого-то просит пересказать и пересказывает с «учеником» в руках.

А что же делать?!

Начинать приучать ребенка к чтению нужно тогда… когда ребенок читать еще не умеет: года в 2-3! В этом возрасте малышу нужно начинать читать сказки вслух, причем так, чтобы он видел книгу в маминых руках, мог сам полистать ее, посмотреть иллюстрацию к каждому эпизоду, высказать свои впечатления… Книга должна стать привычным элементом окружающей среды – как и игрушки!

Но не надо и перегружать ребенка «обязательным» чтением (особенно тогда, когда он будет учиться читать самостоятельно) – не стоит устанавливать конкретные часы, когда он должен усесться за книгу, или выдавать ему «норму книг на месяц».

К сожалению, современная школьная программа предполагает большие объемы «программной» и «внеклассной» литературы, с которыми справляются далеко не все дети!

Возможно, правы те родители, которые «отфильтровывают» этот обязательный список – кое-что ребенок может прочесть для ознакомления в сокращении, зато самое лучшее пусть читает подольше, «с душой», обсуждая прочитанное и возвращаясь к нему!

С 2-3-летнего возраста у ребенка должна иметься собственная книжная полочка, к которой он мог бы подходить сам и брать книги. К окончанию младшей школы она может разрастись до размеров шкафчика – там должны появиться книги, рассчитанные на долговременное, многоразовое пользование: энциклопедии, справочники и т.д.

А женский сайт Красивая и Успешная желает, чтобы твой малыш рос умным и любознательным!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Ребенок постоянно играет с гаджетами

Проблема родителей XXI века — огромное количество гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Ребенку интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься чтением или решением задач по математике. Иногда привязанность к гаджету становится настолько сильной, что ребенка невозможно оторвать от экрана и убедить сделать домашнее задание.

Чтобы справиться с проблемой, можно интегрировать обучение в смартфоны или компьютеры. Современные образовательные методы зашли настолько далеко, что появилось большое разнообразие телефонных приложений, компьютерных игр и занятий на основе VR-технологий, которые увлекают детей и одновременно занимаются их образованием. Например, для перехода на следующий уровень игры, ребенку нужно найти решение уравнения или ответить на вопрос по содержанию стихотворения. Атмосфера игры затягивает ребенка, и он на азарте проходит обучение до донца.

Индустрия 4.0

Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров

Оптимальный вариант — найти курсы, которые используют игровое обучение. Геймификация — один из самых эффективных методов повышения вовлеченности, а для детей игра — это в принципе естественный процесс. Мы в «Учи.ру» давно исследуем и находим эффективные инструменты геймификации образования, постоянно адаптируем и встраиваем в нашу платформу.

Главное помнить, что если ребенок отвлекается, ленится, не показывает интерес к учебе, то любое давление только усугубит ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими переживаниями, не будет бояться подойти с проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таком типе доверительных отношений будет проще найти проблемные точки в обучении и зародить в ребенке желание хорошо учиться.

Что почитать по теме

  • Статья «Мела» об игровых моделях в школьном образовании;
  • Материал «Хабра» о том, как вовлеченность детей влияет на достижение поставленных целей и удовольствие от образования;
  • Подборка воспоминаний успешных ныне ИТ-специалистов о своих школьных годах на vc.ru.

Материалы РБК Трендов:

  • О том, как помочь ребенку с выбором будущей профессии;
  • Как привить ребенку любовь к иностранным языкам;
  • Отдельно — как привить ребенку любовь к чтению в целом;
  • Почему цифровые технологии — это будущее школьного образования.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.

Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? «Ка», «Эль», «Эм», «Эн» и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы «Рэ», а есть буква «Эр». И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав «ЭМ… А… ЭМ… А». Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу.

В эту же категорию попадает азбука с картинками («М» — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква «М» может обозначать два звука (твердый) и (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву «м» с «машиной» (где звук твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова «мяч» (где звук мягкий).

Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и… по душе вам  (Мама тоже должна заниматься с удовольствием!) Наиболее действенные методики – по «складам» (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман). 

Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для «первого чтения». Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное – это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру,  эпитетами «вос-хи-ти-тель-ный» и «пе-ре-пон-ча-тый»? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.

Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Причина 6 – непонимание между родителями и детьми

Вернемся к нашей теме: «Ребенок не хочет учиться». Вы когда-нибудь задавали себе вопрос, а почему вас, собственно, это волнует? Чего вы на самом деле хотите от ребенка? Вариантами ответа могут быть:

— «я боюсь за будущее своего ребенка»,

— «я хочу, чтобы ребенок вырос самостоятельным»,

— «я хочу, чтобы он стал последовательным  и умел доводить дело до конца»,

— «я хочу развивать ребенка в отдельных областях познания»,

— «я хочу, чтобы ребенок учился не хуже других в классе».

Когда вы найдете нужный ответ, обязательно скажите об этом сыну (дочери). А дальше вам необходимо найти мотив у ребенка для достижения своей цели. Иными словами, нужно построить с ребенком взаимовыгодное сотрудничество.

К примеру, признайтесь вашему чаду, что боитесь за его будущее, что хотите развития ребенка по его любимому предмету, а по остальным дисциплинам вас бы устроили приемлемые оценки. Предложите воспользоваться услугами репетитора по выбранному профилю. Честно скажите своему воспитаннику, что успех в жизни зависит еще и от контакта с людьми. Нужно уметь ладить со всеми учителями и вовремя поддерживать свой личностный имидж приличными ответами. Мотивируйте исполнение своих желаний обещанием совместного отдыха на каникулах или чем-то еще важным именно для вашего чада.

Так вы придете к соглашению и убьете несколько зайцев. Во-первых, разберетесь в своих внутренних переживаниях.  Во-вторых, сын (дочь) будет знать, что вы от него хотите

В-третьих, он поймет, почему это важно для него. В-четвертых, у него появится внутренний мотив к достижению вашей совместной цели

И закончить свою статью хотелось бы на оптимистической ноте. Знаете ли вы, что Уинстон Черчилль был двоечником в школе, а во взрослой жизни  награжден Нобелевской премией в области литературы. Людвиг ван Бетховен так и не освоил умножение и деление. Александр Пушкин очень слабо успевал в Лицее и плакал на уроках арифметики. Антон Чехов дважды оставался в гимназии на повторный год обучения.

Примеров можно приводить бесконечно. Всем этим людям школьная неуспеваемость не помешала стать великими и успешными людьми, потому что они шли по своему пути развития. В ваших силах, уважаемые родители, помочь ребенку найти верную дорогу в жизни.

Ребенок не хочет ходить на курсы

Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.

Ребенку не подходит этот предмет

Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.

Ребенку не подходят эти курсы

При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики

К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.

Экономика образования

Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом

Чтение «для школы»

Вернемся к чтению. Зачем ребенку читать? Здесь может быть несколько вариантов.

Самый очевидный – изучить те произведения, которые детям задают на уроках литературы. Надцель диктует решение – если ребенку тяжело дается именно процесс чтения, то той же самой цели можно достичь, прослушивая аудиокниги. В конце концов, заведите традицию семейных чтений и читайте ребенку вслух.

Еще вариант, если ваша цель – лишь положительные оценки по литературе, пусть ребенок читает длинные произведения в кратком изложении, а подробно изучает лишь отрывки, на которых акцентирует внимание учитель

Методика имеет значение

И определяется возрастными особенностями развития ребенка

По складам русских людей учили читать с древности.
Постепенно складовой метод упростился. Склад – это 1 или 2 буквы (согласная плюс гласная). Так будут выглядеть слова, разделенные на склады: с-то-л, ка-р-ти-на, а-р-бу-з, се-мь-я.

Складовой метод при обучении детей использовал Л.Н.Толстой, впоследствии этот метод доработал в 90-х годах преподаватель-филолог Н.А Зайцев.
Он расположил склады в таблице и на гранях кубиков (кубики Зайцева). Все склады известны, ребенок смотрит, пишет, играет и постепенно запоминает их.
Такое обучение подходит для младших дошкольников: склад воспринимается, запоминается и произносится ребенком как единое целое. При последовательном произнесении складов получается все слово.

Звуковой (фонетический) метод обучения чтению позаимствовало русское дворянство во второй половине 19 века из немецкого языка.
В нем каждая буква (точнее звук) нанизывается, как бусинки на нитку друг к другу. Этот метод взяла за основу, развила и модифицировала советская педагогика.
Если вы отдадите ребенка на подготовку к школе в школу, там его будут учить таким методом. При таком подходе заучиваются отдельные буквы (звуки), с помощью которых ребенок учится составлять и разбирать слова.

Для обучения чтению звуковым методом ребенок должен дорасти.
Аналитико-синтетические функции мозга, необходимые для обучения ребенка этим методом
(проанализировать слово, разложить его на звуки и синтезировать их обратно в слово) возникают у ребенка после 6-7 лет.
Так что вполне естественно, что дети могут испытывать с этим трудности.

Кроме того, детям дошкольного возраста важно играть. Игра – их возрастная особенность.
Важно не лишать ребенка этой потребности в угоду занятиям

Причина 3 Организационная. Неподходящая методика обучения, не соответствующая возрастным особенностям.

Мы далеки от того, чтобы противопоставлять звуковой и складовой методы. В защиту каждого из них написано немало литературы.
Но если вы замечаете, что проблемы в отношении ребенка к занятиям чтением связаны именно с непониманием того, что вы ему объясняете, вполне вероятно,
что вы столкнулись именно с этой трудностью.

Решение 3 Сделайте перерыв в занятиях на 1-2 недели, а дальше попробуйте заниматься по другой методике, другим пособиям.
Встраивайте ваши занятия в игру или наоборот – игру в занятия. Фантазируйте, придумывайте, пробуйте.

Если говорить о «Читании», то в приложении есть элементы как звукового («город Букв»), так и складового («город Складов», «долина Слов») подходов, хотя центральным является все-таки складовой метод.
Но главной его особенностью мы считаем все же не это, а то, что «Читания» возвращает ребенку радость и смысл обучения чтению, превращая его
в большое путешествие по волшебной стране, в котором главная цель – спасти волшебную страну. А для этого нужно уметь… да – читать. Ребенок играет и не замечает, как учится.
Приложение не исключает родителей из процесса обучения, но делает ваши занятия с ребенком интереснее.

Итак, резюмируем.

1) Сделайте акцент в обучении на процесс. Настройтесь, что обучение чтению может занять время.
Пусть другие родители хвалятся, «как их ребенок быстро научился читать», а у вас другая задача – научиться понимать своего ребенка,
заметить его сильные и слабые стороны.
Получить совместное удовольствие от освоения этого первого сложного учебного навыка (ребенок учится читать, а вы учитесь учить ребенка).
Главное, каждый раз, усаживаясь заниматься, вспоминайте: вы не учите ребенка читать, вы учите его любить чтение.
От этой простой установки все, что вы делаете, изменится.

2) Наберитесь терпения. Поддерживайте ребенка. Вместо акцента на том, что научиться читать легко, сделайте акцент на том,
что верите и не сомневаетесь, что он научится читать. Радуйтесь каждому достижению.

3) Выбирайте методику обучения чтению, а также степень игровой подачи материала в соответствии с возрастом ребенка.
Если что-то не получается – делайте перерыв в занятиях и пробуйте другие способы.

Во всех непонятных случаях, вам поможет приложение ЧИТАНИЯ, которое было создано, чтобы ребенок играл и учился читать сам,
с интересом и желанием продвигаясь вперед.

Успешных вам учебных практик с детьми!

Читайте наш новый материал с обзором методик:Как научить ребенка читать? >

Еще статьи >

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5

Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил

Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Причина 2 – индивидуальные особенности

Наши дети отличаются темпераментом и уровнем развития познавательных процессов. Нужно понимать, что активным сангвиникам легче усваивать учебный материал, чем медлительным меланхоликам. Детки-флегматики часто становятся отличниками, благодаря своей уравновешенности и усидчивости. Холерики могут как страдать от своей нервной возбудимости, так и быть в выигрыше от умения выполнять учебные действия в быстром темпе.

Память,  мышление и речь  – своеобразные инструменты для усвоения знаний. Только у одних деток эти инструменты «качественные», а у других требуют совершенствования. Учите с детьми стихотворения, песни, пересказывайте сказки, разгадывайте загадки, занимайтесь по развивающим журналам. Тогда школьник легче запомнит правило, составит рассказ, решит математическую задачу.

Советы детского психолога онлайн:

Психологический тренинг для подросткаПрежде всего, родителям не стоит сразу отстраняться от процесса чтения и занимать позицию только слушателя. Как показывает мой профессиональный опыт, на первых порах очень помогает прием совместного чтения. Например, сначала ребенок читает слово из заголовка, дальше — родители, потом он будет рад прочесть другой заголовок сам, с минимальной помощью со стороны взрослых, дальше текст читают родители. Через некоторое время можно привлечь к чтению небольшого абзаца. Далее, выборочно по абзацам, то он, то Вы. Итак, постепенно вы, меняясь ролям — то слушатель, то читающий, увеличиваете количество прочитанного ребенком от нескольких предложений до главы. Почувствовав, что ребенок уже достаточно самостоятельно может прочесть и больше, но не решается, представьте ему эту возможность, например, найдя какой—либо предлог отойти от книги. Можно, дойдя до интересного места, вдруг «ВСПОМНИТЬ», что срочно  нужно разморозить холодильник, вымыть посуду, погладить. Если при этом вы испытываете психологический дискомфорт или у вас, что то не получается, то нужно обратиться к детскому психологу позвонив мне по телефону и записаться на психологическую консультацию.

Если вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги, можете зачитать малышу интересный отрывок из книги, понятный его возрасту. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа. Для вечернего чтения позвольте ребенку выбрать книгу самому и читайте ее друг другу по очереди.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал с удовольствием, то с таким же удовольствием читайте ему книги на ночь. Начинайте пораньше, чтобы успеть обсудить прочитанное. Даже если ваш ребенок научился читать сам, это не повод отменить ваши совместные литературные вечера. Ребенок должно четко понять, что в книгах за этими скучными черными буковками прячутся совершенно невероятные волшебные вещи и открываются двери в чудесные и загадочные миры.

Полюбить насильно невозможно. Сколько бы вы раз не говорили: «Хватит смотреть телевизор, иди лучше книжку почитай!» или «Хочешь идти гулять – прочитай 3 страницы!», это ни на шаг не приблизит вашего ребенка к любви к чтению. Больше того, если сейчас ребенок просто не любит читать, то потом он будет считать чтение наказанием. Школа и так, можно сказать, удружила, обязав читать то, что входит в программу. Слишком много правды в известной шутке: если хотите внушить неприятие к любому произведению – введите его в школьную программу. Поэтому не давите и не принуждайте, не заставляйте ребенка читать. А лучше позвоните мне и я вас научу, как найти общий язык с детьми.

Дайте юному читателю время и возможность найти свою книгу. Обеспечьте, насколько возможно, ребенка книгами на интересующую его тему дома, запишите его в детскую библиотеку, пойдите вместе в книжный магазин и купите ту книжку, которую выберет сам ребенок. Пусть книга будет далека от духовной пищи, но начинать тоже с чего-то нужно. Ваш ребенок не любит читать и заставлять его неблагодарное дело, но те книги о самолетах, танках или мире насекомых, которые он сам принес из библиотеки, он читать соглашается.

Вы помните книгу, с которой началась ваша великая любовь к чтению и литературе? Незнайка на Луне, Три мушкетера, Пеппи Длинный Чулок, а может, Дети капитана Гранта? Любовь к чтению у каждого книголюба начиналась с Книги, с той самой настолько интересной книги, от которой невозможно было оторваться, пока не доберешься до конца, а добравшись, накатывало сожаление, что Книга закончилась. После этого желание найти что-то такое же интересное, не покидает никогда, и книги просто «проглатываются». Вот именно такую книгу нужно помочь найти своему ребенку. Ищите, спрашивайте у друзей, углубляйтесь в новинки детской литературы. Можете поделиться с ребенком своими впечатлениями о любимой книге. Но не навязывайте свои вкусы. Ведь, книга – личное дело каждого… Так что наберитесь терпения! Не обвиняйте в лени или в глупости, иначе ребенок не захочет читать ничего, что было напечатано когда-либо и где-либо.

Родители — авторитет для детей

Мы, взрослые, забываем, как сами были детьми, как нам хотелось играть с друзьями, а не сидеть и читать. Родители, конечно, могут, задействовав весь свой авторитет, заставить, но это принесет мало пользы. Скоро ваши дети повзрослеют, и ваш авторитет уже не поможет.

Смена авторитетов происходит постоянно. До семи лет мама непререкаемый авторитет. С первого по четвертый класс авторитет переходит к учителю. Далее к друзьям, потом к взрослым товарищам. Вот тут, возможно, авторитет снова вернется к вам, но только если ваш повзрослевший ребенок вам доверяет. Хотите вы или нет. Только прошу не путать авторитет истинный и страх в любом его проявлении.

Итак, в начальной школе авторитет переходит к учителю. Что же тогда делать родителям? Все просто! Становитесь своему ребенку другом! Почему другом, а не учителем? Да потому, что учитель у него уже есть, и он его учит, а не играет с ним. (Хотя в начальных классах учителя с детьми часто именно играют.) Вы должны с ним играть. Да, современные родители очень заняты, чтобы играть. Так и детки уже подросли, чтобы играть, как раньше. Понаблюдайте, во что играют младшие школьники. Вы увидите — они копируют взрослую жизнь. Поэтому и вы играйте с ними «по-взрослому».

Возможно, вам придется начать вести себя иначе, чем раньше, но поверьте, оно того стоит. Тут вариантов масса. Все зависит от вас и вашей семьи. Если есть другие дети или бабушки, дедушки, то иногда их тоже полезно включать в процесс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector