Чем занять ребенка в 1,5 года: игры и развитие

Как меняется рост и вес ребенка с 6 до 12 месяцев

Средняя стандартная ежемесячная прибавка в росте малыша такова:

– с 6-го по 9-й месяц — 1,5 – 2 см (за все время — 4,5 – 6 см);

– с 9-го по 12-й месяц — 1 – 1,5 см (за все время — минимум 3 см).

Вес малыша растет теперь не так быстро: если с 1 до 6 месяцев ребенок прибавлял по 600 – 800 г в месяц, то теперь ежемесячная прибавка составляет 300 – 550 г — ведь сейчас кроха активно двигается. К 12 месяцам малыш уже весит примерно втрое больше, чем при рождении.

  • Чтобы следить за весом ребенка, нужно взвешивать его раз в месяц.
  • Если малыш после введения прикорма, особенно когда он находится на искусственном вскармливании, набирает вес активнее, чем нужно, стоит посоветоваться с педиатром, чтобы пересмотреть рацион крохи. С лишним весом ребенку будет сложнее переворачиваться и двигаться.
  • Не стоит оставлять без внимания и недостаточный набор веса — это тоже повод для общения с врачом. С другой стороны, если ребенок начал активно двигаться, то на время вес может и «остановиться», ничего страшного в этом нет.

Развитие детей полутора лет

Ребенок в полтора года продолжает активно изучать окружающее его пространство, причем, как на улице, так и дома.

Этому способствует улучшенная координация движений, а также уровень интеллекта, который существенно превышает тот, что был у крохи в годик.

Физическое развитие ребенка 1 год 6 месяцев несколько замедляется, зато происходит активное становление личности и формирование характера.

Физическое

Достаточный уровень физической активности для полуторагодовалого малыша — залог того, что он научится правильно управлять своим телом, будет совершенствовать координацию движений и приобретенные ранее навыки. Задача родителей — не ограничивать, а обеспечить безопасное пространство, в котором ребенок мог бы развиваться гармонично.

Физические навыки малыша в 18 месяцев:

  • уверенно ходит во всех направлениях, минуя препятствия, осваивает бег. При этом, начинает смотреть под ноги, меньше спотыкается и падает, чем несколькими месяцами ранее;
  • способен взбираться на мебель, а затем спускаться с нее (стулья, диваны, кровати);
  • умеет пинать ножкой мяч;
  • сам ест сидя на детском стульчике, пьет из чашки изредка обливаясь;
  • отлично ходит по лестнице с поддержкой;
  • может бросить мяч рукой;
  • чтобы поднять упавший предмет, просто наклоняется, а не садится с ним рядом, как это было ранее;
  • активно открывает дверцы шкафов и все оттуда вытряхивает;
  • открывает двери в комнаты;
  • садится на корточки.

Вес и рост ребенка в полтора года зависит от массы при рождении, особенностей питания, уровня активности и прочих факторов. Средние показатели для мальчиков: 11,7 кг и 82 см, соответственно, для девочек — 11 кг и 80,3 см.

Нервно-психическое

Мамина кастрюля с крышкой может оказаться куда более интересной, чем целый мешок ярких развивающих игрушек. Эмоциональная сфера становится более развитой: малыш радуется при встрече с родными, может попытаться успокоить если рядом кто-то заплачет, огорчается когда что-то не получается и т.д.

Крохи способны легко «переключаться», то есть, рыдания по поводу запрета мамы на попытки потрогать горячий утюг, уже через 20 секунд могут смениться задорным смехом. Почти все дети в полтора года обожают танцевать под музыку.

Самый большой страх полуторагодовалого крохи — расставание с близкими. Психологическая уязвимость в этом возрасте крайне высока. Малыш в 18 месяцев с удовольствием рисует на листе бумаги каракули при помощи карандаша, фломастера или ручки.

Основная трудность указанного периода жизни — активное проявление негативных эмоций, к которому далеко не все родители готовы.

Причины могут быть банальными: не дали что-то запретное, не получается построить башенку

Психологи в такой ситуации советуют родителям находить способы быстро отвлечь ребенка и переключить его внимание на что-то другое

Интеллектуальное

В 18 месяцев происходит большой скачок в развитии речевых навыков. Малыш уже совершает попытки строить словосочетания, понимает смысл почти всех сказанных ему фраз. Выполняет простые просьбы, например: «дай яблоко со стола» или «открой крышку у коробки».

Ребенок в 1,5 года также умеет:

  • играть в сортер, правильно подбирая фигурки;
  • знает, где кубик, а где — мячик или кирпичик;
  • собирает пирамидку;
  • показывает предметы по просьбе взрослого;
  • знает 2-3 цвета, может отличить понятия «большой-маленький»;
  • использует предметы в игре, согласно их назначению;
  • умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку;
  • проявляет сообразительность, например, если нужно достать предмет на высоте, подставляет стульчик;
  • говорит до 40 простых слов;
  • пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.

Возраст 18 месяцев идеален для приучения к туалету — если раньше малыш пользовался этим аксессуаром больше интуитивно или вообще не умел этого делать, то сейчас он начинает понимать связь: «хочу в туалет — использую горшок».

Питание ребенка

Рацион питания ребенка должен быть разнообразным и обязательно включать в себя мясные, рыбные блюда, фруктовые и овощные пюре. Также питание должно быть сбалансированным и содержать достаточное количество витаминов и минеральных веществ. В рацион малыша по-прежнему входит грудное молоко или молочная смесь. Кормить нужно 5 раз в день.

В меню ребенка 10 месяцев можно включить новые блюда — раз в неделю каша заменяется молочной лапшой или отварной вермишелью. Для развития жевательного рефлекса малышу можно давать погрызть сухарики, небольшие кусочки мягких фруктов и овощей.

Мясо и рыбу подают ребенку в виде тефтелей, фрикаделек, котлет. Также отварную рыбу или мясо можно перетереть блендером и добавить в овощное пюре. Периодически малышу дают творог в виде запеканки. Иногда пюре можно заменить протертыми сырыми овощами и фруктами (морковь с яблоком). Фрукты можно давать почти все, кроме винограда и цитрусовых.

Примерное меню ребенка

  • 06:00 — грудное молоко (молочная смесь);
  • 10:00 — каша (овсяная, гречневая, рисовая) или отварная вермишель, творог, компот;
  • 14:00 — овощной суп на мясном бульоне, хлеб, пюре, котлета, сок или компот;
  • 16:00 — печенье, детский кефир;
  • 18:00 — овощное (фруктовое) пюре или тертая сырая морковь с яблоком, сухарик, компот или сок;
  • 21:00 — грудное молоко или молочная смесь.

Просмотров: 31571.

Питание

Постепенно ребенка переводят с пятикратного на четырехкратный режим питания. В составлении режима питания родителям необходимо ориентироваться на запросы ребенка. Если он встает очень рано, то до завтрака можно организовать легкий перекус: молоко или кефир с печеньем. Если ложится поздно, и от ужина до сна остается еще 2 – 3 часа, то можно и перед сном съесть и выпить что-нибудь вкусненькое.

Таблица 3. Процентное соотношение калорийности на одно кормление при четырехразовом питании с перекусом

Калорийность
Завтрак 20 %
Обед 35 %
Полдник 15 %
Ужин 20 %
Перекус 10 %

Постепенно ребенка надо приучать к новым вкусам. Каждый новый продукт желательно вводить не чаще, чем один раз в неделю. При этом надо наблюдать за кожей. Если появляются высыпания, то прием нового продукта следует прекратить.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Диетологи заметили, что для привыкания к незнакомому продукту требуется не менее 10 – 15 раз употребить его в пищу.

На этом этапе возрастного развития изменяется технология приготовления блюд. Постепенно вводятся небольшие кусочки, потому что малыш должен научиться разжевывать пищу.

ВНИМАНИЕ! В меню детей раннего возраста не должно быть жареных блюд. Приготовление возможно только способом отваривания, тушения или на пару

Не используется свинина. Мясные блюда следует приготавливать из телятины, мяса курицы, индейки, кролика. Шоколад, грибы, морепродукты, продукты с большим содержанием соли тоже запрещены.

Очень важно с самого раннего возраста прививать малышу культурно-гигиенические навыки во время кормления. Салфетки, нагрудник, красивая посуда – все это неотъемлемые элементы приема пищи

Таблица 4. Примерное меню на неделю для малыша в возрасте 1 год 5 месяцев, учитывающее переходный характер питания

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин Перекус (по желанию ребенка)
Понедельник Каша молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр. Суп овощной.Котлетки рыбные паровые.Картофельное пюре.Кисель.Хлеб ржаной. Кефир.Яблоко запеченное.Печенье. Творог.Морковное пюре.Молоко. Кефир.Хлеб пшеничный.
Вторник Печеночный паштет.Пюре картофельное.Хлеб пшеничный.Сыр. Суп из овсяных хлопьев.Суфле из говядины.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. Булочка.Фрукты. Творог, протертый с морковью.Картофельное пюре.Хлеб пшеничный Йогурт.Сухарик.
Среда Каша рисовая молочная.Хлеб пшеничный с маслом.Сыр Щи.Котлетки из говядины паровые.Вермишель.Компот.Хлеб ржаной. Свекольное пюре.Печенье. Творожная запеканка.Хлеб пшеничный. Чай сладкий.Яблоко.Хлеб пшеничный.
Четверг Вермишель молочная.Омлет.Хлеб пшеничный с маслом. Суп рисовый.Пюре из зеленого горошка и картофеля.Сок ягодный.Хлеб ржаной. Пудинг молочный.Морс.Печенье. Пюре из цветной капусты.Творог.Хлеб пшеничный. Кефир.Хлеб пшеничный.
Пятница Каша гречневая.Яйцо.Сыр.Хлеб пшеничный с маслом. Суп молочный.Суфле из курицы или индейки.Гарнир крупяной.Кисель ягодный.Хлеб ржаной. Кефир.Яблоко.Сухарики. Селедочный паштет с картофельным пюре.Хлеб пшеничный. Молоко.Хлеб пшеничный.
Суббота Каша овсяная.Сыр.Хлеб пшеничный. Суп овощной.Котлетки из кролика.Овощное пюре.Сок фруктовый.Хлеб ржаной. Булочка.Фрукты. Творог с молоком.Хлеб пшеничный. Йогурт.Хлеб пшеничный
Воскресенье Омлет.Каша гречневая.Хлеб пшеничный с маслом. Суп с зеленым горошком.Фрикадельки из телятины.Свекольно-морковное пюре.Настой шиповника.Хлеб ржаной. Простокваша.Сухарики.Груша. Пудинг творожный со сметаной.Хлеб пшеничный. Кефир.Печенье.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Как накормить «малоешку» и «нехочуху»? Прежде всего, надо больше давать ребенку двигаться и бывать на свежем воздухе. Второй совет – интересное оформление блюд. Тефтели в виде зайцев и поросят, омлеты в форме солнышка и прочие выдумки можно найти в интернете. Хорошо, если на дне тарелки изображен любимый персонаж ребенка. Тогда ему придется доесть блюдо, чтобы встретиться с другом.

Особенности психоэмоциональной сферы в 18 месяцев

В 1,5 года у ребенка начинают закладываться простейшие нравственные эмоции, стимулом к которым являются похвалы взрослых, их успешная или неуспешная предметная деятельность. Дети отлично умеют выражать чувства удовольствия и неудовольствия, способны испытывать радость, печаль, расстройство. Но чувство эмпатии им пока незнакомо.

В этом возрасте начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстникам, в том числе и избирательное отношение, зависящее от испытуемой симпатии или антипатии.

Но эмоции полуторагодовалого ребенка по-прежнему неустойчивы и изменчивы. Их импульсивность объясняется его мотивами поведения.

Особое эмоциональное значение начинает приобретать слово, которое является средством оценивания тех или иных качеств или поступков.

Тест на развитие

Проверить соответствие уровня развития ребенка своему возрасту помогут несколько заданий, с которыми ребенок должен справиться.

В этом случае родителям не стоит тревожиться по поводу их малыша, а если некоторые задания не под силу ребенку – взрослым стоит обратить внимание на определенные сферы жизни их чада

Понимание слов: малышу следует задать несколько вопросов, сидя вместе с ним в одной комнате: «Где часы?», «Где лежит мишка?» ребенок должен показывать пальцем на названные предметы.
Словарный запас: ребенок должен выполнять обычные просьбы: «Принеси мячик», «Дай руку». Также он должен произносить примитивные фразы: «Мама ам» (хочу кушать).
Мелкая моторика: на тарелку следует высыпать фасоль, орешки и т.п. Малыша следует попросить, что-либо дать

Необходимо обратить внимание на то, как малыш будет брать мелкие предметы: если двумя пальцами, то беспокоиться не стоит. Тест с игрушками: ребенок должен уметь строить башню из 3 кубиков, нанизывать кольца на пирамидку, можно бессистемно

Эмоции: ребенок не должен стремиться к уединению, не должен раскачивать из стороны в сторону, долго ходить руками по площадке. Он должен легко узнавать взрослого, уметь концентрироваться на недлительный промежуток времени, его истерики должны иметь логическое обоснование.

11. Развитие навыков самообслуживания

  • учимся регулярно мыть руки перед едой;
  • учимся класть вещи по своим местам после игры;
  • учимся вытирать за собой стол, убирать рабочее место после творческих занятий.

Хочется заметить, что всему этому научить ребенка гораздо проще, если вы воспитываете его в духе методики Монтессори, если действительно внедрить методику в жизнь, уборка после игры превратится в само собой разумеющееся занятие.

На этом все. О том, как развивать ребенка в 1,5 года, вы также можете почитать в этом разделе. 

Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Заранее спасибо!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Когнитивное развитие

В 18 месяцев так весело со своим малышом! Ваш бабушка любит петь, и ему / ей нравится, когда вы поете для него / нее. Ваш малыш обожает хлопать в ладоши и делать движения. Ритм-палочки или маленькие барабаны также являются большими фаворитами в этом возрасте, хотя чувство ритма все еще отсутствует.
Слушать истории и показывать пальцем на картинки — еще одно прекрасное познавательное занятие. Ваш крошечный малыш может сложить большие кусочки пазла во всех нужных местах, особенно если вы двое тренировались вместе несколько раз. Наблюдайте, как ребенок копирует ваши действия во время ролевой игры, например, звонит, работает на компьютере, читает книгу или выполняет случайные дела. Он / она любит издавать звуки животных своим мягким игрушкам и обычно может сопоставить звук с животными.

Иногда вы можете найти на полу беспризорный носок или бездомный подгузник! Ваш малыш учится снимать одежду, так что не забудьте проверить своего малыша, когда все становится слишком тихо!

подсказки

• Продолжайте решать простые головоломки вместе с малышом. Конечно, вначале вам может понадобиться помощь, но позвольте ему / ей тоже разобраться в этом
самостоятельно.
• Включите любимую мелодию и буги-вуги под нее! Это весело и отлично подходит для ритма и координации.
• Попробуйте сделать шляпу из бумаги для своего малыша. Покажите ему / ей, как надеть его на голову. Вы будете удивлены, узнав, что даже такая простая вещь может увлечь вашего малыша часами!

Физическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

После первого года жизни за прибавкой веса малыша следят уже не так тщательно. Измерение массы тела и роста проводят 1 раз в три месяца. В этом возрасте могут быть значительные колебания в прибавке веса, так как малыш активно двигается, больше бодрствует, меняется его режим дня и рацион питания.

В возрасте до 10 лет показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,

Где n – фактический возраст ребенка (в годах).

Если требуется более точное определение долженствующей массы тела, то прибегают к специальным центильным таблицам распределения массы тела в зависимости от возраста и пола ребенка.

Скорость роста ребенка, также с возрастом замедляется.

Так, в среднем до 4-х летнего возраста длина тела увеличивается по 8 см ежегодно.

Окружность головы ребенка до 5 лет увеличивается ежегодно на 1 см.

Окружность грудной клетки увеличивается ежегодно по 1,5 см до 10-ти летнего возраста.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример

Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий! 

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические:наследственность;правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи;здоровая беременность и благополучные роды;здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия

Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Рост и вес

От года до полутора лет вес малыша увеличивается примерно на 1300 г. В росте дети прибавляют около 6-7 см. Увеличиваются также окружность головы и грудной клетки на 1-1,5 см и 1,5-2 см соответственно.

Средние показатели роста и веса в 1,5 года:

  • Вес: 10200-10900 г;
  • Рост: 80,7-82,3 см;
  • Окружность грудной клетки: 49,9-50,4 см;
  • Окружность головы: 46,2-47,4 см.

Мальчики в этом возрасте, как правило, несколько крупней девочек. Но нормальные показатели для каждого ребенка определяются индивидуально, поэтому не стоит сильно переживать, если вам малыш весит чуть больше или чуть меньше нормы.

Питание

В полтора года питание либо четырехразовое, либо пятиразовое (со вторым завтраком или легким перекусом между завтраком и обедом). В рацион входят овощи, злаки, молочные и кисломолочные продукты, ягоды и фрукты, птица, мясо и рыба, растительное масло, куриные или перепелиные яйца. Не следует предлагать полуфабрикаты, сладости, копчёное, маринованное, газированные напитки и прочие вредные продукты.

В таблице рассмотрено примерное меню на день для полуторагодовалого малыша:

Приём пищи Блюда
Завтрак 150 г молочной каши, 50 г приготовленного на пару омлета, 100 мл фруктового сока или детского чая
Обед 100 мл овощного супа, 30 г отварной натертой свеклы, 50 г макарон со сливочным маслом, 50 г говяжьего пюре и 60-70 мл компота из сухофруктов
Полдник 150 мл кефира или йогурта, 15-20 г детского печенья (например, галетного),100 г фруктов
Ужин 150 г овощного рагу или пюре (из кабачков, цветной капусты, картофеля, брокколи, моркови), 50 г рыбных паровых котлеток, 20 г пшеничного хлеба, 100 мл детского чая (можно с добавлением молока)

Важно! Суточная норма объёмов пищи составляет 1000-1200 г.

Различия между девочками и мальчиками

Различаются ли мальчики и девочки в полуторагодовалом возрасте? Да, как раз примерно к этому периоду дети начинают идентифицировать себя, то есть примитивно осознавать свою половую принадлежность. И в таком возрасте различия между детками разных полов становятся более явными.

Рассмотрим основные различающиеся параметры:

  1. Моторика. У полуторагодовалых девочек более развита мелкая моторика, а у мальчиков – крупная. То есть детки женского пола более способны удерживать предметы в ладонях и пальцах, перебирать их, перекладывать кубики, собирать пирамидки. Мальчики же отлично бегают, прыгают.
  2. Приучение к горшку. Мальчики проявляют готовность контролировать акты опорожнения мочевого пузыря и кишечника в более позднем возрасте. А девочки в 1 год и 6 месяцев вполне могут осознавать свои естественные потребности, проситься на горшок.
  3. Речевое развитие. В нём мальчики обычно заметно проигрывают девочкам: они либо начинают разговаривать позже, либо имеют меньший словарный запас. Это связано с тем, что у представителей мужского пола в большей мере развито правое мозговое полушарие, которое отвечает за образный и пространственный типы мышления. А у девочек активнее и лучше развивается левое полушарие, которое как раз связано со способностью концентрирования внимания на мелочах и с речевыми навыками.

Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в возрасте 1,5 года?

Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первые годы жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.

Начало анкеты здесь ().

Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 15-17 месяцев:

109. Полностью называет предмет в момент заинтересованности.
110. Узнает предметы, игрушки и животных на рисунках книг и журналов.
111. Имеет в словарном запасе несколько десятков упрощенных слов.
112. Узнает знакомого взрослого по фотографии.
113. Катит мяч к взрослому, приглашая к игре.
114. Приседает.
115. Перешагивает через препятствия.
116. Различает большой и маленький предметы.

Для успешного развития ребёнка важно также важно и состояние сна ()

Речь

Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.

К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.

Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.

Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.

Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».

Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.

Физическое развитие

Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.

Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.

Рост и вес

Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.

Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ

Пол Нижний предел Верхняя граница
Рост мальчиков, см 71 80,5
Рост девочек, см 68,9 79,2
Вес мальчиков, кг 7,7 12
Вес девочек, кг 7 11,5

Окружность головы и груди

Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.

Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы

Пол Нижняя граница Верхний передел
Окружность головы мальчиков 43,5 48,6
Окружность головы девочек 42 47,6
Окружность груди мальчиков 46 52,5
Окружность груди девочек 46,3 51,4

Занятия с малышом

Ребёнок в этом возрасте будет развиваться гармонично, если ему уделять достаточное количество времени.

Не пытайтесь насильно заставить малыша заниматься – пусть ваше времяпрепровождение будет в виде игры, заинтересуйте ребёнка.

Если вы видите, что малыш протестует и сопротивляется, то дайте ему заняться своими делами и отдохнуть.

Для занятий с малышом Вы можете приобрести альбомы, краски, пластилин для лепки, конструктор, различные сортёры, пирамидки, кубики, карточки с рисунками, буквами и цифрами, книжки с плотными страницами, а также, если у вас есть возможность, оборудуйте часть комнаты малыша гимнастическими тренажёрами и шведской стенкой.

Даже если Ваш малыш уже ходит, нужно продолжать развивать этот навык. На прогулке не катайте малыша в коляске слишком долго, дайте ему походить ножками, исследовать окружающий мир, возможно, что он захочет сам толкать свой «транспорт». Не препятствуйте. На детской площадке помогите ему карабкаться по перекладинам, залезать на горку и скатываться с неё.

Поиграйте с малышом в «найди игрушку». Просто спрячьте её за спину, под одеяло, за занавеску и попросите ребёнка её найти. Сделайте зарядку для пальчиков, приговаривая при этом какой-нибудь тематический стишок. Развивайте в нём чувство цвета просто попросив сопоставить цвет игрушки с цветами на листках, которые Вы предварительно подготовили.

Это не только даст ему мотивацию, но также в будущем повлияет на его речь. Самое главное – не делайте за малыша всей работы, дайте ему заниматься самому, даже если видите, что у него не очень хорошо получается.

Физическое развитие

Соматическое здоровье человека зависит от его физических данных. Главными показателями уровня физического развития ребенка являются:

  • масса тела,
  • рост,
  • окружность головы (измеряется у детей, не достигших возраста 1 года),
  • окружность грудной клетки и другие нормативы, которые измеряются способом антропометрии.

СПРАВКА. Антропометрическое исследование – это главный метод изучения основных показателей физических данных тела человека.

Значения антропометрических данных зависят от пола малыша, его наследственности, индивидуальных особенностей развития. Они могут отличаться от нормы как в одну, так и в другую сторону.

Таблица 1. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Рост.

Мальчики Девочки Примечание
73,3 см 71,1 см значительно ниже нормы
76,0 см 74,0 см ниже нормы
78,6 см 76,8 см норма
89,2 см 88,2 см высокий

Таблица 2. Антропометрические данные ребенка в возрасте 1 год 5 месяцев. Вес.

Мальчики Девочки Примечание
меньше 7,7 кг меньше 7,0 кг значительно ниже нормы
8,6 кг 7,9 кг ниже нормы
9,6 кг 8,9 кг норма
14,9 кг и больше 14,8 кг и больше выше нормы, не соответствует возрасту

В этом возрасте у ребенка имеется от 8 до 12 зубов. Первыми прорезываются резцы, затем клыки.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте? Вот основные навыки, которыми владеет малыш:

  • держит ложку,
  • кушает густую пищу,
  • пьет из чашечки,
  • просится на горшок.

Лучшие игры для этого периода

Постоянно играйте с малышом. Причем, это может быть обыкновенное совместное дурачество

Главное, что вы рядом и уделяете ребенку своё внимание. Кроме этого, вы можете увлечь малыша:

  1. Пусканием мыльных пузырей.
  2. Различными физическими упражнениями.
  3. Рисованием.
  4. Игрой в мяч.
  5. Всевозможными ролевыми играми — покормить или полечить любимую куклу, устроить цирковое представление и т. д.
  6. Игрой в прятки.
  7. Чтением книги.

Также не забывайте об играх на прогулке. Постройте с ребенком песочный замок, полетите с ним в космос на качелях, посчитайте проезжающие машины и т. д. Г

Главное, примените свою фантазию и на время станьте таким же ребенком, как и ваш малыш.

Как гулять с подросшим ребенком на улице и научить его основам безопасного поведения, смотрите в интернет-семинаре Внимание: прогулка!>>>

Помните, самое важное в период скачка роста в 17 месяцев — ваше общение с ребенком

Уделяйте ему максимальное внимание, тогда на капризы и плач у него просто не останется времени, а ваши воспоминания об этих днях будут самыми светлыми и радостными

Счастливого материнства!

  • Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
  • Каша засыпайка: вред и польза для ребенка
  • Сколько должен спать ребенок в 1 год?

Вводим прикорм

Активно способствует укреплению здоровья и развитию ребенка появление новых продуктов в его рационе. Согласно рекомендациям ВОЗ, вводить прикорм нужно с 6 месяцев. В более ранний период, как правило, ЖКТ ребенка к таким переменам в меню не готов, но и сильно затягивать с этим тоже не следует. В полгода растущему организму требуется много витаминов и микроэлементов, и одного молока малышу мало.

Познакомьтесь с подробным материалом о прикорме здесь и обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Здесь же мы сформулируем основные принципы ввода прикорма.

В 4 – 6 месяцев вводят овощное пюре или безглютеновую безмолочную кашу.

Специалисты не советуют вводить первыми фрукты и соки. Если начинать с фруктовых пюре, малыш привыкнет к сладкому вкусу и позже может отказаться от «менее аппетитных» овощей.

Второй прикорм вводится через 3 – 4 недели после первого, еще через 3 – 4 — третий.

Возможные варианты последовательности введения трех основных продуктов: каша – овощи – мясо, каша – мясо – овощи, овощи – каша – мясо, овощи – мясо – каша. 

Любой прикорм не должен вытеснять кормление грудью, он лишь дополняет рацион ребенка.

К 8 – 9 месяцам в режим питания малыша желательно ввести не менее 3 кормлений густой пищей в общем объеме 400 – 600 г.

В это же время в рацион ребенка включают кефир и йогурт: начинают с чайной ложки, постепенно увеличивая количество до одной столовой ложки в день. Через 7 – 10 дней ежедневный объем кефира или йогурта должен составлять около 40 – 50 мл, а за 3 недели он доводится до 200 мл.

В 8 – 9 месяцев ребенку предлагают и творог: сначала по половине чайной ложки в день, затем доводят суточную дозировку до 20 г, потом — до 30 – 35 г. К 1 году объем творога в рационе ребенка составляет до 50 г в сутки (это 5 – 8 чайных ложек).

В 9 – 10 месяцев можно вводить рыбу нежирных сортов — минтай, хек. Рыба заменяет мясное пюре, и давать ее стоит 1 – 2 раза в неделю.

В 11 месяцев маленький гурман готов пробовать более сложные для переваривания овощи: баклажаны, свеклу, белокочанную капусту, зеленый горошек. Овощи по-прежнему подаются в термически обработанном виде. 

В 12 месяцев малышу можно пробовать и другие продукты. Но помните, что детский организм нуждается в детской еде, а почему, мы рассказываем в этом материале. 

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что приоритетными направлениями действий взрослых в этот период являются стимулирование речи малыша, формирование первых привычек, прививание доброжелательного отношения к окружающему миру, введение таких понятий как «необходимо», «нужно», а также воспитание культуры поведения.

Скоро вашему маленькому чаду исполнится 2 годика – серьезный рубеж не только для него, но и для родителей. Каждому маме и папе хочется, чтобы ребенок развивался не хуже других деток, а может даже и лучше. Однако в 1 год и 10 месяцев речь идет не только о двигательных, речевых навыках, но также о психологическом аспекте, становлении крохи как личности.

Старшее поколение склонно к тому, что все это выдумки, но современные специалисты продолжают стоять на своем. Именно в данный период времени происходит закладка фундамента характера и основных качеств, поэтому родителям следует запастись терпением и проявить мудрость в воспитании любимого чада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector