Конспект занятия по обучению грамоте «звук и буква н»

Ход образовательной деятельности:

1. Ребята, здравствуйте

Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости, Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

2. Орг. момент

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

3. Ребята, у нас с вами сегодня необычный день. К нам в гости пришла принцесса, зовут ее Ната. Но сейчас она очень расстроена. Ната несла вам подарки в необычном чемоданчике, но пока она шла к нам в детский сад, забыла каким ключом можно открыть этот чемоданчик. Поможем Нате найти нужный ключ? (Ответы детей). Чтобы узнать какой ключ подходит, нам нужно выполнить задания. Вы хотите помочь принцессе выполнить задания? (ответы детей).

4. Предлагаю вам сначала размяться и подготовиться к трудным заданиям Наты. Будем с вами «боксировать». Внимательно слушайте и повторяйте за мной,четко произнося слоги: НА-НО-НУ-НЫ-НЭ.

5. «Сядет первым тот…»

— Ребята, предлагаю вам сесть за стол, но первым на место сядет тот,кто продолжит предложение:

произносим и слышим мы (звуки)

читаем и пишем? (буквы)

какой первый звук в слове Ната? ()

-Правильно!

6. «Поймай звук».

— Ребята, нам с вами нужно поймать звук . Я буду произносить разные звуки, слоги, а вы, когда услышите звук хлопните в ладоши. (Дети выполняют задание). Предлагаемые звуки: Д-К-Н-С-Т-П-Н-Л-Н*Предлагаемые слоги: ОН- ЛА- НУ- ДЫ- ТО- АМ- НЫ и т. д.

— Молодцы, вы поймали все звуки .

7. «Звук »

— А какой этот звук? Давайте расскажем Нате все, что мы можем знать об этом звуке. Произнесите звук перед зеркалом. У этого звука есть преграда, значит как он называется? (согласный). Его мы произносим твердо или мягко? (твердо). Выставить маркер твердого согласного звука. А как мы его произносим звонко или тихо? (звонко)

Звук — согласный, звонкий, твердый. Никита (Олеся, Соня, Катя.) – расскажите какой звук ? (Дети описывают)

Молодцы. Правильно!

6. «Найди звук!»

— В конверте картинки. Как вы думаете, какой звук мы с вами будем искать? — Звук .

— Правильно. Нужно выбрать только те картинки, в названиях которых есть звук . (Дети выполняют задание, прикрепляя к доске правильно выбранные картинки).

7. «Звуковой поезд»

— Для этого задания нам с вами нужно подойти к доске. Что вы видите?

— Поезд.

— Все правильно это «звуковой» поезд.Поезд состоит из трех частей: есть начало, середина и конец. Так же как и в слове есть начало слова, середина слова и конец слова. Я буду называть слова, а ваша задача определить, где же спрятался звук в начале слова, в середине слова или в конце слова. И складывать синий круг в нужный кармашек. (Дети выполняют задание. Вкладывая в нужные кармашки символ звука )

8. Физкультминутка. «Профессии»

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)

Плащ портниха шьет. (Махи руками)

Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)

Сталь кузнец кует. (Хлопки)

Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)

Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет, (Поднимание плеч)

Наша детвора?

Вот закончена игра, нам на стульчики пора.

9. Разрезные картинки с буквой Н.

Ребята, следующее задание для вас – собрать картинку. Что у вас получилось? (ответы детей)

Вы собрали букву Н. В алфавите ее произносят ЭН, а при чтении мы произносим звук .

Посмотрите, из каких элементов состоит буква Н. (состоит из трёх элементов.)

У вас на столе лежат счётные палочки, выложите из них букву Н (дети выкладывают букву Н).

10. Упражнение «Составь слог».

Перед вами лежат буквы. Я буду произносить слог, а вы попробуйте составить из этих букв слоги. НА-НО-НУ-НЫ-НЭ-ОН-УН-АН

Молодцы!

11. «Составь слово – составь схему»

Предлагаю перейти к самому сложному заданию. Давайте из букв составим слова.

Посмотрите на картинку. Что это?

— Нос.

Выложите на столе слово нос. Какая первая буква, вторая третья? А теперь под словом составим его схему (дети выполняют задание). Молодцы! Предлагаю еще одно слово- Ната. Так зовут нашу гостью. (дети выполняют задание).

Молодцы, ребята!

12. «Пластилиновая буква»

Ната предлагает написать букву Н пластилином. (Дети выполняют задание).

Итог.

Ребята, какой новый звук мы сегодня с вами узнали?

А с какой буквой познакомились?

Посмотрите теперь на ключи и догадайтесь, каким ключом мы сможем открыть дверь?

На какую букву похож этот ключ? (ответы детей)

А какие задания показались трудными?

Список имен на букву Н

Женские

Наала — сердечная
Набат — леденец
Навишта — записанная
Надежда — Надежная
Надежда (стар., слав.) — «надежда»
Надежда  — надежда
Наджия —  наперсница
Надира — редкая
Надия —  надежда
Надия (нар., от Надежда) — «надежда»
Назира  — веселая, цветущая
Назифа  — чистая, прямая
Наиля — добивающаяся
Наима — мир
Наима  — счастливая, богатая, спокойная
Наира — свободная
Найля  — получающая, достигающая своего; полезная; дар, подарок
Найрият  — освещающая, сияющая, испускающая свет
Накраса — Самая красивая
Нана — нежная
Наоми — приятная
Нара — довольная
Наргиз (Наргиза) — нарцисс
Наргиза  — способная преодолеть пламя
Наре — от названия древнего армянского селения Нарек
Нарима  — глубокоуважаемая, изящная, красивая, прелестная
Нарине — cветлая
Нармин — мягкая
Нарспи — красивая девушка
Нарчиса — нарцисс
Нарыйаана — нежная
Насима  — обаятельная, миловидная, мягкосердечная
Настасья — Статная
Настасья (нар., от Анастасия) — воскресшая
Натали — родная
Наталья / Наталия — родная
Наталья  — родная
Нателла — светлячок
Нативидади — Рождество
Натия — родная. См. Наталья
Нафиса  — изящная, красивая, знатная
Нафица — черноглазая
Нафын — светлая
Нацуко — летний ребенок
Наэма — поразительная
Наэр — змея
Нева — от названия реки
Невена — сербское название растения календула
Невия — родимое пятно
Негомила — Нежная и милая
Негомира — Нежная и мирная
Негослава — Нежная и славная
Нежана — Нежная
Неждана — нежданный ребенок
Неждана — Нежданная
Незвана — Незванная
Нела — правительница
Нелли — молодая
Нелли  — светлая
Нельг(д)а — Счастливая
Нелюба — нелюбимая
Ненагляда — Ненаглядная
Ненила — Нянька
Неонила — принципиальная
Несмеяна — грустная
Несса — горностай
Нехир — река, течение
Ниа — целеустремленная
Нив — святая
Нигара  — симпатичная, миловидная, привлекательная, красивая
Нигиг — выдра
Нигора — возлюбленная
Нигяр — красивая, верная
Низора — блеск
Ника — «богиня победы». Имя появилось от Богини победы Ники Самофракийской жившей в древней Греции.
Ники — победа
Никол — победительница народов
Николина — победительница народов
Николь  — победительница народов
Нилам — сапфир
Нилуфар — лотос
Нина — правительница
Нинг — спокойствие
Нинель — “Ленин” наоборот
Нино — от имени ассирийской богини плодородия Нин
Ноа — шатающаяся
Нова — бабочка
Новелла — новая
Новожея — Новый житель
Ноган — зеленая
Ноо — четвертая
Нора — милость. См. Элеонора
Ноябрина — рожденная в ноябре
Нояна — княгиня
Нуо — изящная
Нура — известняк
Нурай —  яркая луна
Нурания  — светлая, освещающая
Нурия — светящаяся
Нурсида  — молодой свет
Нурсия  — светлая, любимая
Нэле — молодая. См. Нэлли
Нюргуяна — подснежник

Мужские

Наби — пророк
Нага — достойный
Наганигабо — стоящий впереди
Нагим — живущий в достатке
Надир — редкий
Назар  — посвятивший себя Господу
Назар, Назарий — посвященный Богу
Назарий — посвященный Богу
Назим — строитель
Наиль  — приобретающий
Найджел — облако
Накар — черноглазый
Нану —  ребенок
Наоки — честное дерево
Наран — солнце
Нарек — от названия древнего армянского селения Нарек
Наримон — сильный духом
Насиф — справедливый
Натан — данный Богом
Наум — утешение
Нафтали — борящийся
Нахо — светлоглазый
Нейдуни — звезда
Нейт — Данный Богом
Нейтон — данный, подаренный
Нектарий — нектар
Неман — название реки
Неманя — не имеющий
Ненад — ненадобный, ненужный
Нео — подарок
Неон — блистающий
Неонил — принципиальный
Нестор — от «ностео»
Нианзу — думающий о предках
Нивен — святой
Никазий — побеждать
Никандр — победитель мужчин
Никанор — увидевший победу
Никита — побеждать
Никитас — победитель
Никифор — победоносец
Никифорос — победоносный
Никлас — победитель народов
Никодим — победа + страна
Никола — победитель народов
Николай — победа народа
Николаос — завоеватель
Николас — завоеватель
Николоз — завоеватель
Николя — победитель народов
Никон — Победоносец
Никос — завоеватель
Никхил — целый
Нил — от названия реки Нил
Нильс — победитель народов
Нифонт — разумный, рассудительный
Ноа (Ной) — умиротворяющий, успокаивающий. См. Ной
Ноам — приятный
Ноах — спокойный
Нобу —  вера
Нобуо — преданный
Новомир — новый мир
Нодир — редкостный
Нолан — победитель, чемпион
Номин — изумруд
Норд — север(ный)
Нохай — собака
Ноэ — покой
Нурасыл — светлый и драгоценный
Нурдин — свет веры
Нурислам — луч ислама
Нурлан — сверкающий
Нурсил — поток лучей
Нурсултан — свет султана
Нуто — огонь
Ньургун — самый лучший
Нэф — светлый
Ня — второй
Нягоэ — нежность

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж
 З  И  Й  К  Л  М  Н
 О  П  Р  С  Т  У  Ф
 Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

Как правильно написать имя существительное

Чтобы не запутаться, выбирая правило, надо разобраться, от какого слова и как образовано разбираемое слово.

Имя существительное с НН

  1. Если образовано от существительного, корень которого заканчивается буквой Н, с помощью суффиксов, начинающихся на Н (-ник-, -ниц-), то пишем удвоенную согласную: дружиНа – дружиН-НИК, придаН-ое – беспридаН-НИЦ-а.
  2. Если образовано от прилагательного или причастия, в которых уже было НН: коНН-ый – коНН-иц-а, плеНН-ый – плеНН-ик, послаНН-ый – послаНН-ик.

Имя существительное с Н

Слова, образованные с помощью суффиксов –ИК-, -ИЦ-, ОСТ- от прилагательных (отыменных или отглагольных), имеющих в составе одну Н:

ветреН-ый – ветреН-ОСТь, ветреН-ИК, ветреН-ИЦа; дровяН-ой – дровяН-ИК, маслеН-ый – маслеН-ИЦа, смышлеН-ый – смышлеН-ОСТь, гостиН-ый – гостиН-ИЦа.

Как выбрать Н и НН в словах, образованных от глаголов

Чтобы разобраться с количеством Н в отглагольных словах (к ним относятся прилагательные и причастия), первым делом надо уточнить, в полной форме употреблено слово или в краткой.

Слова в полной форме с НН

Выбор двойной согласной для правильного написания отглагольных прилагательных и страдательных причастий определяется следующими условиями:

Для образования разбираемого слова был использован глагол на –евать или –овать: рискОВАТЬ – рисковаННый, корчЕВАТЬ – корчеваННый. Исключения: кованый, жеваный

Для образования разбираемого слова был использован глагол совершенного вида: бросить – брошеННый, уличить – уличенный, решить – решенный, обещать – обещанный
ВАЖНО помнить слова, исключенные из этого правила только в определенном контексте (т.е. только в указанных сочетаниях): Прощеное воскресенье, конченый человек, посаженый отец (мать), названый брат (сестра).

Требуют двойной согласной любые отглагольные прилагательные и причастия, если в контексте к ним относятся зависимые слова. Например:
мощеНая мостовая (от гл. мостить – несовершенный вид, поэтому с одной Н) – мощеННая красным булыжником мостовая (чем? булыжником – зависимое слово, поэтому НН);
стрижеНая лужайка (стричь – несовершенный вид – одна Н) – коротко стрижеННая лужайка (как? Коротко – есть зависимое слово – НН) Слова, не подчиняющиеся правилу, стоит запомнить отдельно: неслыханный, невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный и образованные от них наречия (нежданно-негаданно, нечаянно).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Посмотрите на меня,повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре

Верно, чётко говорим никуда мы не спешим.

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Немое кино» мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки — догадайтесь сами (логопед беззвучно артикулирует пройденные гласные звуки)- дети их озвучивают: а, у, о, и, ы.

Логопед: Ребята, какие это звуки?

Вспомните, какой согласный звук мы изучили на прошлом занятии? (м, мь)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

2. Знакомство со звуками «Н», «Нь». Характеристика звука.

Ребята отгадайте загадки (с опорой на картинки):

Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос, Будто нос тыщу рос (слон)

Ребята отгадайте 2-ю загадку:

Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Кто это? (конь)

Логопед: А какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но- но -но)

Логопед: Можно пропеть звук Н? Что участвует в произнесении звука Н? (язык, зубы, губы (работа с зеркалами)

В слове слон, последний звук Н согласный, твёрдый. А в слове конь — какой последний звук? (Нь). Значит, звук Н бывает твёрдым и мягким Нь.

3. Игра «Какой звук?». Определить твердость и мягкость звуков «Н», «Нь»в словах: нора, норка, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин, кабан, олень, коньки (Поднимите фишки синего цвета, когда услышите твердый звук в слове, зеленый-мягкий)

4. Звуковой анализ слова кони. Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.

5. Знакомство с буквой Н. Показ и рассматривание буквы.

Логопед: На что похожа буква Н? Выкладывание буквы из палочек, спичек, мазаики (на выбор)

5. Чтение слогов.

НА, НО, НУ, НИ, НЫ

АН, ОН, УН, ИН, ЫН

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «Запретное движение»

6. Работа в тетрадях С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» стр. 24

Задание №4 «Заполни клетки по образцу».

Пальчиковая игра «Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

№5 «Прочитай и напечатай слово до конца строки по образцу».

7. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа «Нос».

Логопед: Послушайте интересную информацию о разных носах.

У Буратино, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А у животных нос это важный орган, он спасает им жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу. Дятлы, например своим носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц и у рыбы-меч есть страшное оружие — свой нос, им она протыкает свою добычу. Свинья своим носом-пятачком выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы — трюфели.

Логопед: Ребята, подскажите, какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (это слон).

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Эта птичка своим носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв — это измеритель температуры песка, в песок они закапывают яйца, чтобы вылупились птенцы. Песок должен быть определенной температуры.

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды, какой как вы думаете? (муравьев).

8. Итог занятия.

Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна

Стихи про букву Н для детей

Подборка стихов про букву Н для детей.

Букву Н промолвить чтобы,Язычок приставишь к Нёбу,Напоешь ее одну:Вот так Новость —Ну и Ну!

***

Кто такая Буква Н?ЗНают Ночь и зНает ДеНь.ЗНают СолНце и ЛуНа,ЗНают ОсеНь и ВесНа.

По секрету вам скажу,Что я тоже с Ней дружу.Жизнь свою я с Ней связал,Ведь зовут меНя Назар!

***

Н — проНырливая Норка,Целый день каталась с горкиВ Новой модНой юбкеИ пушистой шубке.

***

С буквой Н знаком давно —С детства мне твердят:«Но-но!»А подрос, теперь в ответЧасто слышу слово:«Нет!» «Не хочу!»А мама: «Надо!»В общем, с буквой Н не ладим.Стёр бы Н из алфавита,Но меня зовут Никита…

***

КараНдаш возьмём в ладошки,С Н Напишем «Нос» и «Ножки».Ночь Настала, Надо спать —Буква Н НужНа опять.

***

Смотрим, думаем недолго:Ножки — две, по центру — полка.Этажерка между стен,Так запомним букву Н.

***

На Нос Ношеный НосокНацепив НаискосокБуква Н легла в кровать,Чтоб Назавтра Не хворать.

***

Неуклюжий носорогНосит новенький носок —Несказанную красуНе на ножке — на носу!

***

Я НеНавижу слово — Нет!Не НужеН мНе его запрет!И мне Не Нравятся, друзья,Словечки гНусные —

«Нельзя», «Не лезь!»,«Не Надо!», «Не вертись!»,«Не Ной!», «Не бегай!»,«Не дерись!»

СплошНые «Не» и заграждеНияС утра мНе портят НастроеНие;А скучНое словечко — «Надо!»-Не обещает мНе Награды:

Оно всегда мНе портит дело,Оно мНе очень Надоело!А вот, — «Не буду!», «Не хочу!» —Я с удовольствием кричу.

***

Носорог Носки НаделИ обул ботиНкиИ Незнайку покаталНа широкой спиНке.

***

НожНиц мНого купят НиНе,В деНь рождеНья в магазиНе.Будет НиНа у камиНа,Резать длиННые штаНиНы.

***

Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкину вошла,Норку в норке не нашла.Если в норке нету норки,может, норка — возле норки?Нет нигде. Пропал и след.Норка — здесь, а норки — нет!

***Нерпа Нежится на льдинеИ мечтает о Налиме.Но Налим живет в реке,Он от Нерпы вдалеке.

***

Нашла Ножницы Наташа, Стала НиНу подстригать,А ее подруга Маша,Стала Надю Наряжать.

***

Носки одевают на пяткиИ взрослые, и ребятки,Но нету на свете носковДля носиков и носов.

***

Буква Н схватила ноты,Но играть ей не охота.

***

Наполеон

Наполеон был грозный враг,Но не боюсь его атак.Мы за обедом поглядим,Как быстро я расправлюсь с ним.

***НАША НЮРА под кроваткойС котиком играет в прятки.НЕПОСЕДА так и скачет,Поясок за спинкой прячет.Кот мурлычет, хвост трубой. —НЕ угнаться за тобой!Котик сунул НОС в НОСОК…НЕ НАШЁЛСЯ поясок!

***

Незабудки небесного цветаВова в день рожденьяМаше подарил,В первый день июля, в самый разгар летаВ лес за незабудками он с утра сходил.

***

Нарвал – животное-загадка,Окутанное древней тайной,О нем легенды странныеХодят не случайно,

Они гласят, что где-то естьНа свете чудный зверь такой,Похожий внешне на коня,Но с необычной головой,

Украшенною длинным рогом,И звать его Единорогом,Но в тех легендах правды мало,Нарвал не конь, скорей – дельфин,

В холодных северных морях живут нарвалыСреди снегов и льдин.И рог – не рог, а длинный клык,Прямой и крепкий, словно штык.

***

Небо Низко Наклонилось.Мышка в Норке затаилась.У неё устали НожкиУбегать от страшной кошки.

Нас Накрыла Ночи тень,Завтра будет Новый день.Раз-два-три-четыре-пять,Букву «Н» нам надо знать!

***

Н – Незабудка

Незабудка здесь растёт,Погляди-ка на неё!Раз увидишь даму ту –Не забудешь красоту!

***

Навоз пахуч, но не духи.А без него дела плохи.Добавишь ты навоза в грядки –И с урожаем всё в порядке.

***

***

Какой стих про букву Н понравился вам больше всего?

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дети стоят в кругу

— Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения

Артикуляционная гимнастика

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок-

Во рту язычок.

Язык-как кисточка моя,

И ею небо крашу я.

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

(Стучим кончиком языка за верхними зубами,произнося: «дын-дын-дын»)

Сидя за столами.

— К нам в гости сегодня пришла кукла Настя и принесла с собой букву Н, она мне сказала, что она мало что знает про эту букву и просит от вас помощи, чтобы вы ей помогли больше узнать про эту букву, поможем? Кукла Настя сядет на полочку и будет за вами наблюдать.

На стене нарисовано дерево, обращаю внимание на него. — Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным)

Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и)

— Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и).

— А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (м, к, т, п, х, с).

— А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).

II. Основная часть

2.1 Характеристика звука

— Произнесем вместе звук … (дети произносят)

— Что мы чувствуем при произношении звука ? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук Твердо или мягко? (твердо) А звук глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук , если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.

Дети проверяют.

— Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)

— Значит, звук какой, глухой или звонкий? (звонкий)

— Правильно, звук согласный, твердый и звонкий.

-Но у звука есть пара, это звук , давайте его тоже проверим.

— Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).

— Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.

-Как произносится звук , твердо или мягко? (мягко)

— А звук глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук , если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.

Дети проверяют.

— Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)

— Значит, звук какой, глухой или звонкий? (звонкий)

— Правильно, звук согласный, мягкий и звонкий.

— Если буква «ЭН» обозначает два согласных звука и , значит в какой домик мы ее поселим? (к согласным).

Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭН» в алфавите.

— Из каких элементов состоит буква «Н»? (из двух длинных палочек и одной короткой).

— Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.

— Молодцы, всё правильно выложили.

2.2. Игровое упражнение «Твердо – мягко»

-А теперь кукла Настя предлагает для вас игру. Давайте встанем в ряд, я каждому из вас раздала 2 карточки, одна синего цвета, а другая зеленого. Я вам буду говорить слова, в которых есть буква Н, если она обозначает твердый звук , вы поднимаете карточку синего цвета, а если услышите мягкий звук , то поднимете карточку зеленого цвета

(нос, небо, лимон, банан, насекомое, диван, нитки, коньки, нора, баран, конь, день, ночь, осень)

— Молодцы, все слушали внимательно и верно поднимали карточки нужного цвета.

2.3. «Составь и прочитай»

— Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.

Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.

-Маша, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).

— Антон, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).

2.4. Графический диктант

— Ребята, я вам раздам листы и карандаши. Сегодня мы будем учиться писать букву ЭН. Я вам буду говорить сколько клеточек рисовать и в какую сторону, внимательно смотрите и слушайте.

— У каждого из вас на листе точкой отмечено место, откуда надо начинать рисовать букву эн, нашли?

— 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 леток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.

— Какая буква у нас получилась? (ЭН)

— Молодцы, отодвиньте от себя всё на край стола.

III. Заключительная часть

— Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (ЭН, а какие звуки она обозначает? (, ).

— Звук какой? (согласный, звонкий, твердый, а звук какой? (согласный, звонкий, мягкий)

Как правильно написать имена прилагательные

Правила для прилагательных, образованных от существительных и от глаголов, разные. Поэтому сначала надо определить, от какой части речи образовано слово и какой суффикс для этого использовался.

Отыменные прилагательные

Если от имени существительного при помощи суффиксов -АН-, ЯН, -ИН-, то пишем одну Н:
кожа – кож-АН-ый, лед – лед-ЯН-ой, серебро – серебр-ЯН-ый, песок – песч-АН-ый, дрова – дров-ЯН-ой.ВАЖНО помнить слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

мышь – мыш-ИН-ый, орел – орли-НЫ-й.ВАЖНО помнить, что слова бараний (баран), свиной (свинья) тюлений (тюлень), сазаний (сазан), фазаний (фазан) образованы по-другому, поэтому в них пишется одна Н. С помощью суффикса -Н- от существительных, основа которых заканчивается на Н, пишут с НН: тумаН – тумаН-Н-ый, истиН-а – истиН-Н-ый, стариН-а – стариН-Н-ый

Слова-исключения: юный, румяный, пряный и все образованные от них слова (юность, румяна, пряность) пишутся с одной Н. Слово юннат – сложное слово, образованное сложением частей слов юный натуралист. Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН
солома – солом-ЕНН-ый, искусство – искусств-ЕНН-ый, станция – станци-ОНН-ый, вентиляция – вентиляци-ОНН-ый.ВАЖНО помнить, что слово ВЕТРЕНЫЙ образовано от глагола (ветрить), поэтому пишется согласно правилу правописания отглагольных прилагательных с одной Н.-, пишутся с НН: Трудные случаи, когда написание определяется значением слова:
солёный – соляной: первое слово означает «с добавлением соли, содержащий какое-то количество соли» – образовано от слова солить, т.е. это отглагольное прилагательное; второе слово означает «состоящий полностью из соли» — отыменное прилагательное с суффиксом –ЯН.
серебрёный – серебряный: первое слово от глагола серебрить (покрывать слоем серебра), второе означает изделие из серебра.
ветреный – ветряной: первое слово, образованное от глагола ветрить, имеет прямое и переносное значение. В прямом – ветреная погода – сопровождается ветром. В переносном – ветреная девушка – с ветром в голове. Слово ветряной имеет значение «работающий от силы ветра» — ветряная станция, ветряная мельница.
масленый – масляный: первое слово имеет значение «в масле, с маслом» (руки, блины, каша), второе – «из/для масла, работающий на масле» (масляная краска, масляный двигатель).

Ход занятия

1. Разминка для ума.

Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).

Теленок – (в хлеву)

Бельчонок – (в дупле)

Зайчонок – (под кустом)

Медвежонок – (в берлоге)

Лисенок – (в норе)

Вороненок – (в гнезде).

2. Повторение пройденного.

Артикуляционная гимнастика.

Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)

Новый дом высотный строит.

Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)

Новоселы въедут в дом.

3. Новый материал.

— Дети,отгадайте загадку:

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда раскинут

Над тобой и надо мной

То он серый, то он синий,

То он ярко- голубой. (Небо)

— На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)

Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):

Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…

Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.

(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н»и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)

Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.

4. Закрепление нового материала.

У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.

Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:

Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.

Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит,сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»

Воспитатель: — Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.

Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н»и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.

Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.

Например: — Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа

(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)

После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.

(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).

Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».

Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.

Педагог задает вопросы:

— Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».

(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)

— Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».

(- Над зайчонком живет бельчонок).

Физкультминутка

А сейчас мы превратимся в зверей и птиц.Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.

— Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)

— Превратимся в воронят и. полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящих воронят.)

— А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)

— Превратились в лягушек и прыгаем, как они.

— А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)

— А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем. Знакомство с буквой

Знакомство с буквой.

У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.

— Кого можно услышать? (Звук «Н»)

— Кого можно увидеть? (Букву «Н»)

Познакомьтесь! Вот она буква «Н».

Буква «Н» как лесенка,

Все движемся вперед,

Как лесенка, чудесенка,

В мир знаний нас зовет!

5. Заключительная часть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector