Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука [с]

Ход занятия.

1) Организационный момент. (Психогимнастика).

* Стоя на ковре.

Логопедобращается к ребенку:

— Я очень рада, что ты пришел на занятие. Посмотри, к нам пришли гости. Давай с ними поздороваемся, улыбнемся им и подарим всем свое хорошее настроение.

Далее ребенок присаживается за стол).

2) Постановка цели занятия.

Логопед говорит ребенку:

— Посмотри, кто нарисован на картинке?

-Правильно, это тигр.

— Покажи, как рычит тигр? (р-р-р).

— Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук в слогах, словах, предложениях.

3) Артикуляционная гимнастика. (с картинками).

*Сидя за столом.

— Сейчас мы будем делать зарядку для языка. Помогать нам будут картинки.

(Упражнения: «Почистим верхние зубы», «Накажем непослушный язык»,

«Лошадка»). Расскажи, что делают губы, зубы, язык, горло, когда мы произносим звук

4) Развитие речевого выдоха.

* Стоя около стола.

— А теперь возьми вертушку и подуй на нее.Не забудь: при вдохе дышим носом, плечи не поднимаем; при выдохе дышим ртом, щеки не раздуваем.

-Молодец.

5) Пальчиковая гимнастика.

*Стоя около стола.

-Сейчас поиграем с пальцами. Большой палец будет здороваться с остальными с помощью слогов.

Ра-ро-ра-ры,

Ру-ры-ра-ро,

Ры-ро-ра-ру.

(Упражнение сначала выполняется правой, затем левой рукой).

6) Игра «Поймай звук».

*Стоя на ковре.

-Сейчас мы поиграем. Я буду называть разные звуки,а ты хлопнешь в ладоши, если услышишь звук

п, т, к, м, р, л, с, р, п, т, р, д, р…

7) Игра «Найди звук».

*Сидя за столом.

— Перед тобой лежат картинки. Ты должен сказать, где в названии картинки находится звук : в начале, в середине или в конце слова.

8) Физминутка «Комар».

*Стоя на ковре.

-Ар-ар – вот комар! (Руки на поясе, повороты головы из стороны в сторону)

-Ар-ар – злой комар! (Руки на поясе, поморщить лоб, показать злость)

-Ра-ра – не боимся комара! (Руками отпугнуть комара)

9) Игра «Будь внимательным».

*Сидя за столом.

-Сейчас ты будешь повторять предложения. Слушай внимательно и запоминай их.

Тигры громко рычали.

У верблюда горб.

Сегодня морозное утро.

Шофер управляет грузовиком.

Рая сорвала ромашку.

Утром бывает роса.

Захар покупает розы.

10) Игра «Составь предложение».

*Сидя за столом.

-Я тебе раздам картинки, на них нарисованы разные предметы. Ты должен составит предложения с названиями этих предметов.

Помидоры…

Расческа…

Ворона…

Мухомор.

-Молодец! Интересные предложения у тебя получились.

11) Итог занятия.

-Какой звук мы сегодня повторяли?

-Какие слова с этим звуком ты запомнил?

-Какие игры тебе понравились?

-Что было для тебя трудным?

Ход занятия:

Ребенок входит в кабинет и видит на столе солнышко без лучиков.

Логопед: Нас здесь ждет солнышко, давайте с ним поздороваемся. (выполняют упражнения на координацию речи с движением)

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дружок,

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую.

Логопед: почему солнышко не веселое? Мы ему лучики пристегнем и солнышко засияет, заулыбается. (Пристегивают прищепки).

Осветило солнышко дорогу и кого-то к нам привело (педагог одевает сказочный кокошник и превращается в сказочницу).

Сказочница: Здравствуйте! Я сказочница и очень люблю сказки.

Я к вам пришла не одна, а со сказочным другом Ам-Нямом, который покажет нам дорогу к сказке, если мы выполним его задания. (Выполняют артикуляционные упражнения, подражая язычку Ам-Няма).

Сказочница: А теперь Ам-Ням покажи нам дорогу к сказке.Ам-Ням бросает волшебный клубок: Ты катись, катись клубок,

По дорожке, на мосток,

Только сильно не спеши,

Путь-дорогу укажи,

Нас к сказке приведи.

Вместе дружно мы идем,

Не спешим, не отстаем.

Вот мы и пришли к домику сказок.

Стоит домик, возле домика скамейка, на скамейке стоит корзина

Сказочница: А корзина совсем не простая,

Волшебная и совсем не пустая,

Много сказок в ней живет,

Надо взять их на учет.

Заглянем в сказочную корзину?

Ой, какой здесь беспорядок!

Срочно помощь мне нужна,

Сказки нужно разобрать.

Достает из корзины игрушку колобок.

Что это? (Колобок).

Сказочница: Кто испек колобок? Кого встретил колобок по дорожке? (Зайца, волка, медведя, лису).

Сказочница: Давай изобразим зайца, волка, медведя, лису и споём песню колобка.

Дальше корзину разбираем (достает из корзины яйцо)

Было яичко у нас золотое,

А осталось лукошко пустое,

Плачет дед, плачет баба,

Но их утешает (Курочка Ряба).

(Просмотр слайда из сказки «Курочка Ряба»)

Какое яичко снесла Курочка Ряба?

Давай покажем как Дед и Баба били яйцо. Били-били, не разбили!

А кто же разбил яичко? (Мышка)

Сказочница: Заглянем в корзину, что там еще найдем. (Репка)

Сказочница: Да и наша сказка так и называется «Репка».

Кто посадил репку?

Какая выросла репка?

Кто помогал деду тянуть репку?

(Бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

Сказочница: Все вместе дружно репку вытащили. Победила дружба.

И мы тоже очень дружные.

Мы дружные ребята (Хлопаем)

Не ссоримся совсем (грозим пальчиком)

Мы дружные ребята (хлопаем)

И скажем это всем (разводим руками)

Сказочница: А теперь ты загляни в корзину (поочередно достает героев сказки «Теремок», подбор прилагательного характеризующего героя, звукоподражание).

Мышка – серая, добрая (пи-пи-пи)

Лягушка – зеленая (ква-ква-ква)

Зайка – пушистый, у него длинные ушки (дети показывают)

Лиса – рыжая, хитрая

Волк – серый (у-у-у)

Медведь – большой, косолапый (р-р-р)

Вот мы и навели порядок в корзине!

Ты клубок кати, кати,

Нас в группу приведи.

Логопедические занятия — Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дикие животные» с детьми старшей группы, имеющими нарушения речи

Публикация «Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дикие животные» с…»
Цель: расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные» Задачи: Коррекционно — образовательные: расширять и активизировать словарь по данной те¬ме; закреплять названия частей тела животных, их семей, жилищ, среды обитания; совершенствовать грамматический строй речи;…

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «Насекомые» с использованием методов арт-терапии
План-конспект непосредственнообразовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Насекомые» (с использованием методов арт-терапии) Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие,…

Занятие в старшей логопедической группе по развитию связной речи. Рассказ по сюжетной картине «Помощь птицам зимой»
Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию связной речи Составление рассказа по сюжетной картине «Помощь птицам зимой» Коррекционно-образовательные цели: Помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах, развивать связную речь, учить…

План-конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники на тему «Космос»
План – конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники Тема: Разучивание стихотворения по мнемотехнике на тему «Космос» Цель: продолжить обучение запоминания стихотворения наизусть с методикой мнемотехника Задачи:…

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, давайте сначала познакомимся. меня зовут… я учитель-логопед. Я буду вам кидать мяч, а вы зазывать свое имя.

Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие.

А теперь посмотрите на эти лица (детям показываю пиктограммы)

Какие они разные! (дети называют эмоции на картинках).

Изобразите злую Бабу ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям?

А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

2. Сообщение темы. Развитие слухового внимания.

Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится «Игра молчанка».

Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он?

Человека окружает множество звуков.

Игра «Узнай по звукам» (на столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа). Эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это неречевые звуки.

Чем вы слушали? (Ушами).

Уши- это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, закрывать уши в холодную погоду).

4. Знакомство с термином речевой звук.

Игра «Звукоподражания».

Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку, кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана).

Можно ли считать это речью?

Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.

А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.

А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.

Для чего речь нужна человеку?

Речь необходима для того, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

5. Знакомство с органами артикуляции.

Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.

Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.

В домике этом

Красные звери,

Рядом с дверями-

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки

В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами):

Первая дверь это губы, вторая- зубы.

Произнеси звук (п). Этот звук произносим губами.

Произнесите звук (л). Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.

Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д)-здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с).

6. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения.

Для этого к нам в гости пришел гость. И зовут его ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧЕК. Он очень любит путешествовать. И я вам сейчас расскажу сказку какязычек отправился в путешествие. (сказка про язычек в зоопарке)

Давайте немного отдохнем, встали

7. Физминутка.

Мы – листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-

вправо);

На веточках сидели (присесть, взмахивая руками;)

Дунул ветерок –(встать, взмах руками вперед);

И мы полетели. (легкие взмахи руками);

Летели, летели. (легкие взмахи руками);

И на землю тихо сели. (медленно присесть).

8. Дыхательная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию. Спинка прямая, вдох через нос, плавный, медленный выдох через нос («Дуем на листочки»).

Логопедические и речевые игры — Педагогический проект «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы»

Публикация «Педагогический проект «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие…»
Педагогический проект Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы «Пальчики помогают говорить» Название проекта: «Пальчики помогают говорить». Автор проекта: воспитатель Парасюк Е.Г Тип проекта: познавательно – творческий, групповой….

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»
В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность.Игра- один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка…

Проект «Моя любимая игрушка» в старшей логопедической группе
Проект по теме: «Моя любимая игрушка» в старшей логопедической группе №5 Провели воспитатели: Горбунова Т.В. Вишнякова Ю.А. Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный (3 дня. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: 5 лет…

Развивающие речевые игры по теме «Профессии» для детей 5–6 лет
Дорогие друзья, сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир профессий . Узнаем какие есть профессии , чем они интересны и увлекательны. Но прежде, ответьте на вопросы: Что такое профессия? Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Что бы случилось, если…

Статья «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи…»
Речевая игра «Пять листочков» Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 5,…

Речевые игры с использованием крупногабаритного конструктора в практике логопеда
Речевые игры с использованием крупногабаритного конструктора в практике логопеда. Учитель-логопед Пушкина Светлана Николаевна 2020 год Аннотация. Основой коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с использованием конструктора является игра-ведущий вид детской деятельности….

Пальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажер
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом…

Круглый стол для родителей детей старшей логопедической группы «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Круглый стол для родителей детей старшей логопедической группы «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Формировать понятие родителей о…

Страницы:

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

Цель занятий:

  • обучать четкому и правильному произношению,
  • постановке и закрепление звука,
  • формирование грамматического строя речи,
  • формирование голосовых способностей,
  • развитию мелкой моторики и мн.др.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Здравствуй!

— Посмотри, сегодня к нам прилетела в гости ворона. Послушай, стишок, который расскажет тебе ворона.

Говорит ворона: — Кар-р-р!

У меня огромный дар.

Всем ребятам я пример,

Не трудна мне буква Р.

— Про какую букву рассказала нам ворона? Ребенок здоровается.

— Ворона рассказала стих про букву «Р».

2. Объявление темы.

— Ворона подарила тебе букву «Р». Сегодня мы будем правильно и красиво говорить звуки — .

3. Артикуляционная гимнастика.

— Чтобы мы говорили правильно и красиво, нам надо сделать артикуляционную гимнастику. Поставь перед собой зеркало, чтобы хорошо себя видеть.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.

4. Развитие правильной воздушной струи.

— А теперь давай сделаем дыхательную гимнастику «Фокус». Ребенок выполняет задание.

5. Анализ артикуляции и характеристика звуков .

— Произнеси звук .

— В каком положении находятся твои губы и язык, когда ты произносишь ? А какая воздушная струя?

— Звук — согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. При произнесении звука губы растянуты, зубы разомкнуты, кончик языка широкий, поднят за верхними зубами и вибрирует. Воздушная струя холодная.

6. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».

— К вороне прилетели друзья. И они хотят с тобой поиграть в игру «Поймай звук». Если ты услышишь слово со звуком — хлопни в ладоши и повтори слово, если нет звука — прячешь руки за спину и молчишь.

Слова: ворона, дятел, скворец, воробей, лебедь, соловей, снегирь, глухарь.

Ребенок выполняет задание по инструкции логопеда.

7. Развитие лексико — грамматического строя речи.

— Друзья вороны все перепутались, они не знают кто относится к «Перелетным птицам», а кто к «Зимующим птицам». Давай поможем им распределиться.

— Ворона относится к перелетным птицам. Скворец относится к перелетным птицам. Лебедь относится к перелетным птицам. Соловей относится к перелетным птицам. Дятел относится к зимующим птицам. Воробей относится к зимующим птицам. Снегирь относится к зимующим птицам. Глухарь относится к зимующим птицам.

8. Физкультминутка.

— Давай встанем и немножко отдохнём.

Лебеди летят, крыльями машут (Ребенок машет руками)

Прогнулись над водой, качают головой (Качает головой)

Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляет спину)

Очень бесшумно на воду садятся (Садится)

Ребенок повторяет движения и слова за логопедом.

9. Составление и анализ предложения.

— Выбери одну птицу и составь предложение с этим словом.

Сколько слов в твоем предложении?

Сделай схему предложения. Ребенок выполняет задание.

10. Звуковой и слоговой анализ слов.

— Раздели на слоги слова: ворона, дятел, скворец, воробей, лебедь, соловей, снегирь, глухарь.

— Где слышится звук в начале, в конце или в середине слова?

— В слове ворона – 3 слога. В слове дятел – 2 слога. В слове скворец – 2 слога. В слове воробей – 3 слога. В слове лебедь – 2 слога. В слове соловей – 3 слога. В слове снегирь – 2 слога. В слове глухарь – 2 слога.

— В слове ворона – звук слышится в середине слова. В слове скворец – звук слышится в середине слова. В слове воробей – звук слышится в середине слова. В слове снегирь – звук слышится в конце слова. В слове глухарь – звук слышится в конце слова.

11. Развитие графо — моторных навыков.

— А теперь позанимаемся в тетради.

Обведи по контуру буквы «Р» и запомни как пишется. Ребенок выполняет задание в тетради.

12. Итог занятия.

— Какой звук сегодня мы учились правильно и красиво говорить?

— На этом у нас занятие заканчивается и давай друг другу скажем «Спасибо за занятие!» — Сегодня мы учились правильно и красиво произносить звук .

Ход занятия

Этапы Деятельность логопеда Деятельность ученика

1. Организационный момент

— Здравствуй! (Ребенок здоровается)

— Ты любишь отгадывать загадки? Тогда отгадай, о чем эти загадки.

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

-Как жужжит жук? (Ж-ж-ж)

Словно гвоздик на магнит,

Он на нас бросается –

Без бубенчиков звенит,

Без зубов кусается. (Комар)

— Какой он звук издаёт? (З-з-з)

2. Сообщение темы занятия

— Сегодня на занятии мы будем учиться отличать звуки — и соответствующие буквы.

3. Артикуляционная гимнастика

— Поставь перед собой зеркало, чтобы хорошо себя видеть и сделай гимнастику язычка и губ (Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику)

4. Анализ артикуляции и характеристика звуков и

— Произнеси звук и . Сравни звуки и .

— В каком положении находятся твои губы и язык, когда ты произносите и ? А какая воздушная струя?

— Чем они похожи?

— Чем они отличаются?

— Звук — согласный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. При произнесении губы растянуты в улыбке, язычок лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная.

— Звук — согласный, звонкий, бывает только твердым. При произнесении : губы округлены, язычок поднят вверх, воздушная струя теплая.

— Они похожи тем, что оба звука согласные, твердые, звонкие.

-При произнесении : губы в улыбке, воздушная струя холодная, а при произнесении : губы округлены, язычок наверху, воздушная струя теплая.

5. Развитие правильной воздушной струи — Поиграем в игру «Насекомые летают».

(Ребенок выполняет задание с помощью пособий)

4. Дифференциация — в слогах

1) — Слоги заблудились, нужно найти им соответствующие названия картин.

Слоги: зу-зубы, за-заяц, зо-зонт; жу-жук, жа-жаба, жё-жёлудь.

(Ребенок проводит линиями слоги с соответствующими картинками произнося их)

— Зу-зубы, за-заяц, зо-зонт; жу-жук, жа-жаба, жё-жёлудь.

2) — Вставь в слова пропущенные слоги ЗА или ЖА.

Слова: лужа, гроза, сказали, жалюзи, слеза, глаза, лужайка, замок.

(Ребенок вставляет пропущенные слоги проговаривая)

— Лужа, гроза, сказали, жалюзи, слеза, глаза, лужайка, замок.

5. Развитие фонематического восприятия. Игра «Будь внимательным»

— Я буду произносить слоги. Если ты услышишь слог со звуком — хлопни в ладоши и повтори слог (поймай жука, а если — двигай кистями рук вверх-вниз и тоже повтори слог (комар летит, если звуков — нет — спрячь руки за спину и молчишь.

Слоги: жа, ла жа, за, да, жэ, зо, лэ, жу, зу, жу, ло, зо, за.

(Ребенок выполняет задание по инструкции логопеда)

6. Дифференциация — в словах

1) Посмотри — Жук и комар потеряли своих друзей, давай им поможем. Насекомые, в названии которых есть звук – это друзья жука, а со звуком – друзья комара.

Насекомые: журчалка, стрекоза, бражник, златоглазка, кузнечик, жужелица.

— Назови картинки. Скажи, чей это друг?

— Журчалочка друг жука. Бражник друг жука. Жужелица друг жука. Кузнечик друг комара. Златоглазка друг комара. Стрекоза друг комара.

2) — А сейчас побудь в роли учителя. Внимательно прочитай слова. Найди ошибки и исправь их, запиши в тетрадях правильные ответы.

Слова: замок, заборы, жначок, жадный, жучок, журнал, желёный, жираф, жанозы, жвачка, зубастый, ужоры, звачка, жвонкий, знак, ужор, узоры, задрожала, жвук, ужин, ежата, закрузила, ждать, позар, музыка, жележный, жнать, гажон, пизама, зележные.

(Ребенок выполняет задание в тетради, выговаривая слова)

7. Итог занятия

— Какие звуки учились различать?

— Чем эти звуки различаются?

— Какие задания тебе понравились?

— Какие задания были трудными?

— Молодец! Спасибо за работу. На этом у нас занятие заканчивается. — Мы сегодня на занятии различали звуки — и буквы З – Ж.

(При звуке — губы улыбаются, кончик языка за нижними зубами, по середине языка «желобок».

Воздушная струя – холодная.

При звуке – губы округлые, язык в форме «чашечки» за верхними зубами.

Воздушная струя – теплая.)

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Логопед просит детей, определить с каким, звуком будем знакомиться.

Распластай язык по шире,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

– Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Дети: Будем говорить о звуке «с».

Логопед: Правильно. При произнесении звука «С» губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос не работает.

Артикуляционная гимнастика.

— Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.

Сказка о весёлом язычке.

Проснулся язычок рано утром. Открыл окно («Окошко», увидел солнышко и улыбнулся («Улыбка»).

Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь («Окошко») и вышел на крылечко, немного постоял там («Лопатка»).

И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить зубы («Почистим зубки»).

Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост («Поймай мышку за хвостик»).

Кошка рассердилась («Киска сердится»).

Язычок погладил кошку (Поглаживание языка губами,

улыбнулся («Улыбка») и они вместе пошли гулять.

Логопед: Кто может дать характеристику звуку «с»?

Звук С – глухой согласный звук, потому что голос не работает.

Логопед: Правильно.

Логопед: Как это проверить?

Саша: Приложить ладонь к горлу и произнеси «С-С-С», горлышко молчит. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит голос или нет. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.

2. Основная часть.

А) Игра «Ловушки».

Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки, а дети хлопают в ладоши на заданный звук.

Логопед: – Сейчас мы будем играть. Если услышите звук С, то должны его поймать в ладошки.

С Э С И С У С О М С Э С А К С

Б) Игра «Ушки на макушке».

Логопед произносит слоги в медленном темпе, а дети закрашивают круги (каждому ребенку предлагается карточка на которой нарисованы пустые круги).

Логопед: – Закрашивайте, кружок синим цветом, если услышите звук С.

АС УП ЭС ОН ИС ОК СЭ ДО МУ СО СЫ ВО

Логопед: – Посчитайте закрашенные круги. Сколько их?

Если 6 – то вы держали ушки на макушке, были внимательными. МОЛОДЦЫ!

В) Упражнение «Где спрятался звук?»

Логопед предлагает детям картинки.

– Послушай внимательно слова и скажи, где спрятался звук С, в начале слова, в середине или в конце слова. Соедини слово с нужной схемой.

Салют, Костёр, сахар, сом, мост, лес

следы

маска

усы

Дети: Я взяла картинки – салют. В этом слове звук «с» стоит в начале слова. Это слово подходит к первой схеме (так дальше разбираются все слова с другими детьми).

Физминутка.

Мы подуем высоко, Дети потягиваются вверх,произносят: «С-с-с-с».

Мы подуем низко,Слегка наклоняются и произносят: «С-с-с-с».

Мы подуем далеко, Наклоняются вперёд всем корпусом, руки вытянуты вперёд,произносят: «С-с-с-с».

Мы подуем близко. Прижимают руки к груди, опускают голову,произносят: «С-с-с-с».

Упражнение «Камень – вата».

Логопед: – У звука С есть братец – звук Сь.

Звук С – твёрдый, как камень, а звук Сь – мягкий, как вата.

Если услышите звук С – покажи сжатые кулаки,

если звук Сь – раскрытые ладони.

Слушай внимательно слова:

Сено Соня Саша Серёжа сапоги силач сад санки семья суп

Упражнение: «Раздели слово на слоги».

Логопед : – Раздели слово на части – слоги, посчитай их и нарисуй столько квадратиков под словом, сколько частей в слове. Можно прошагать и спокойно произнести слово – сколько раз, столько и слогов в слове.

самовар супница сок сова сарафанчик

___ ___ ___ ___ ___

Дети по очереди выполняют задание.

Знакомство с буквой С.

— Вспомните, чем отличается звук от буквы?

Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ Это буква С.

Это буква С (эс, так она называется в алфавите, но, когда мы читаем эту букву, мы произносим звук «С».

Прочитать детям стихотворение и из веревочки выложить букву С.

Из веревочки кольцо послужило нам для — О,

А для — С теперь возьмем колечко справа разомкнем.

Нарисуем полукруг – буква С возникла вдруг.

Пальчиковая гимнастика.

Нарисуйте букву С в воздухе.

На своей ладошке

На спине соседа

Большим пальцами двумя руками в воздухе.

Изобразим букву С пальчиками.

Заключительная часть. Итог занятия.

— Наше занятие подошло к концу

– Дети! Мы с вами хорошо занимались?

А какое задание было трудным?

Как вы думаете, что у каждого из вас получилось лучше всего. Вы у нас МОЛОДЦЫ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector