Когда малыш начинает слышать в утробе?

Миф № 2: слуховой аппарат ухудшает слух

Один пациент долго отказывался от слухового аппарата, сравнивая его с семечками. Мол, взял горсть, потом еще и еще – оп, и весь пакет слузгал. Со слуховым аппаратом так же: раз надел, оглох и стал зависимым от него. Сравнение забавное, но печальное. Тысячи пациентов отказываются от своевременной помощи, потому что верят этому мифу. И даже убеждены, что остаточный слух можно «натренировать».

Представьте, что на вашем автомобиле стерлись колодки. Логичное решение: поставить машину в гараж, чтобы поломка не стала причиной аварии. Но сосед по гаражу говорит, что надо просто ездить на авто чаще. Тогда деталь «восстановит» ресурс. Звучит абсурдно, правда?

Человек – не машина. Но логика здесь та же. Никаких медицинских методик «тренировки» остаточного слуха не существует. Но можно стимулировать слуховые центры коры головного мозга, чтобы не разучиться слышать совсем. Именно это и делает слуховой аппарат.

Еще один страх, связанный со слуховыми аппаратами, родился во времена, когда эти устройства были громоздкими и их невозможно было настроить. Примитивные, несовершенные, они усиливали все звуки без разбора и издавали страшный свист. Головной боли от такого «помощника» было больше, чем пользы.

Но за последние десять лет произошла настоящая эволюция микропроцессоров. Современные слуховые аппараты не только резко уменьшились в размерах. Они неузнаваемо «поумнели». Современный слуховой аппарат не только программируется индивидуально, он автоматически выделяет из окружающего мира полезные звуки и «давит» шумы. Звучат такие устройства естественно, объемно и не «свистят».

Вывод: правильно подобранный и настроенный прибор стимулирует участки мозга, ответственные за восприятие звука. А вот «усилители слуха», не зарегистрированные в Минздраве, аппараты, купленные без рекомендации врача, не принесут пользы. Коррекция слуха – медицинская услуга, а слуховой аппарат – всего лишь один из инструментов. И проводить ее необходимо в медицинских клиниках после диагностики и под наблюдением сурдолога.

Врач порекомендует слуховой аппарат и объяснит, как им правильно пользоваться

Способность слышать

Способность слышать малыш в утробе матери приобретает на 15 неделе беременности. Именно к этому моменту завершаются основные этапы закладки внутреннего уха и уже идут процессы оформления среднего уха. Поначалу восприятие звуков у малыша не такое, как у нас с вами. Он слышит их, но кора головного мозга еще не созрела и не способна анализировать сигналы. Слух плода на 15-16 неделе беременности больше напоминает слуховое восприятие мира рептилиями. Он внутренним ухом улавливает лишь вибрацию, которую создают звуковые волны

Стук маминого сердца – одна вибрация, громкий звук от падения тяжелого предмета рядом с мамой или звонка будильника – совсем другая вибрация.

Слышать почти как мы, малыш начинает лишь в 26-27 недель беременности.

Это означает, что на данном сроке плод уже не просто слышит, а реагирует на звук. Он постепенно учится не просто слышать что-то, но и анализировать услышанное. Новорожденный поворачивает головку на источник звука. Этому он научился в утробе.

Последние три месяца внутриутробного развития малыш с удовольствием слушает звуки. Слух для него в третьем триместре – еще один способ познания мира вокруг.

Причины снижения слуха в пожилом возрасте

  • возникновение пробок из-за активного отслаивания отмерших клеток кожи и повышения тем самым вязкости серы;
  • снижение чувствительности нервных клеток, из-за чего органы слуха не могут улавливать звуки так же остро, как раньше;
  • поражение слухового нерва;
  • гипертрофия эпителия наружной части уха, из-за чего диаметр слухового прохода уменьшается;
  • повышенное давление в области среднего уха (болезнь Меньера);
  • снижение эластичности, растяжение или перфорация (разрыв) барабанной перепонки;
  • длительное и постоянное нахождение в шумной среде (например, при работе на заводе или стройке);
  • регулярное использование берушей и наушников;
  • частое прослушивание музыки на высокой громкости;

  • аутоиммунные заболевания (гранулематоз);
  • осложнения после ряда заболеваний вирусной и бактериальной природы (простуда, грипп, менингит, синусит, корь, пневмония и др.);
  • нарушение микроциркуляции крови;
  • недостаточное насыщение организма кислородом, вызванное неустойчивым артериальным давлением, атеросклерозом, избыточным весом или хроническим курением;
  • перенесенный инсульт;
  • сахарный диабет;
  • доброкачественные и злокачественные образования;
  • черепно-мозговые травмы;
  • генетическая предрасположенность;
  • прием некоторых препаратов (антибиотиков, нестероидных противовоспалительных средств, диуретиков и др.);
  • отравление тяжелыми металлами и другими химикатами;
  • хроническая нехватка ряда полезных веществ в организме (особенно витамина D и некоторых группы B, кальция, натрия, жирных кислот омега-3);
  • злоупотребление алкоголем;
  • неправильная гигиена органов слуха (например, частое использование ушных палочек, которые проталкивают серу глубже, провоцируя появление пробки).

Ощущает ли ребенок музыку, если мама слушает ее через наушники?

Слушать музыкальные произведения можно и в наушниках. Ребенок очень хорошо ощущает все, что чувствует мама, поэтому и звуки через наушники он также воспринимает. Такое прослушивание удобно тем, что можно уединиться со своим малышом, устроиться поудобнее на диване, отрегулировать громкость звука и провести сеанс музыкотерапии.

Такое времяпровождение благоприятно влияет на состояние малыша. Регулярные сеансы прослушивания музыки способствуют тому, что ребенок после рождения будет более спокойным и, прослушивая ту же музыку, что и в мамином животе, будет быстрее засыпать.

Контакты со специалистами

Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.

Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.

Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: основные стадии развития ребенка до 1 года

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания — это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками,
  • изменений мимики,
  • движений глазками,
  • вздрагивания или замирания.

Резкие и слишком громкие звуки могут напугать малыша. Громкие возгласы, шум или крики способны довести его до плача и судорожных движений. Все же в первые месяцы у ребенка повышенная чувствительность, поэтому в доме нужно поддерживать умеренную тишину, избегать шума и грохота, а с малышом разговаривать спокойно и ласково улыбаться (подробнее в статье: как проходит развитие ребенка в первый месяц?).

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

Возраст Слуховое развитие
До 5 недель При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: почему дети часто моргают глазами и что это значит?). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяца Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцев Прислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцев Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцев Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух — доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки,
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: когда ребенок начинает разговаривать и произносить первые слова?),
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков,
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного

Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности,
  • увлечение алкоголем и наркотиками,
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды

Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Внимание к ребенку

Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту

И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.

Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.

Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум

Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.

Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.

В роддоме

Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:

  • генетическая предрасположенность;
  • наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
  • недостаточный вес при рождении;
  • преждевременные роды;
  • травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
  • у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.

В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:

  1. Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
  2. Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.

Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.

В домашних условиях

После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:

  1. Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
  2. Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

На каком сроке малыш в животике начинает слышать голос мамы? Со скольки недель можно начинать с ним разговаривать?

На каком сроке малыш в животике начинает слышать голос мамы? Со скольки недель можно начинать с ним разговаривать?

Начиная со второй половины беременности малыш уже реагирует на слуховые раздражители и отвечает на них учащением сердцебиения или изменением ритма движений. Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели (а по некоторым данным, с 22-й недели) ребенок уже может дифференцировать различные звуки.

До рождения слух играет ведущую роль в познании малышом внешнего мира. Мозг крохи уже работает вовсю, и работа эта изначально заключается в реакции на слуховые раздражители. Но восприятие звуковой информации — сложный процесс и часто зависит от положения, которое ребенок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (в этом случае малыш как бы висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело для внешнего пользования и реально воспринимает звуки окружающего мира. Другое дело — тазовое предлежание: из-за близости органов слуха плода к сердцу и легким мамы ребенок будет прежде всего воспринимать их ритм, а не звуки извне. Сейчас малыш слышит звуковые сигналы из двух миров: внешнего и внутреннего. Не думайте, что внутри матки тихо, как в банковском сейфе, — шумит кровь, бегущая по артериям, стучит сердце, работает пищеварительный тракт, а ведь мама еще и говорит!

Начиная с последнего триместра беременности кроха может слышать голоса других людей, музыку, различные шумы. При этом у него формируются свои пристрастия — классическая музыка его успокаивает, ритмичная — вызывает желание немного помаршировать. Кстати, некоторые ученые считают, что будущая мама, регулярно устраивая себе сеансы музыкотерапии, может не только привить малышу любовь к классическим мелодиям на всю оставшуюся жизнь, но и сформировать у него прекрасный музыкальный слух! Поэтому — сядьте спокойно, расслабьтесь, настройтесь на общение с ребенком. Положите под ноги подушечку, включите музыку и думайте о приятном. Правда, количество звуков, доходящих до ушек разных малышей, неодинаковое. Это зависит и от того, насколько вес будущей мамы близок к идеальному (как правило, жировые излишки откладываются именно на передней брюшной стенке, создавая для крохи надежный шумовой заслон) , а также от количества околоплодных вод (чем их больше, тем глуше звуки) . Понять, что именно слышит ребенок, можно, произведя в домашних условиях нехитрый эксперимент. Нырнув в наполненную ванну с головой, попросите кого-нибудь произнести пару слов прямо в воду. Теперь вы знаете, как воспринимает малыш мир внешних звуков.

вообще считается, что они могут улавливать только бас

Щитовидная железа плода

Тиреоидные гормоны начинают производиться щитовидной железой плода на 10-12 неделе. До этого гормоны берутся младенцем из материнского кровотока и из амниотической околоплодной жидкости. Первая половина срока развития зародыша знаменуется низким уровнем гормона Т4, во второй половине его количество увеличивается и к моменту родов достигает максимального значения. Количество гормона Т3 максимально в середине срока, во второй половине его уровень падает. Согласно некоторым данным, это имеет значение в формировании нервной системы.

Уровень ТТГ, которые вырабатываются гипофизом новорожденного, сразу после родов сильно увеличивается и приходит в норму в течение нескольких дней. Такой скачок уровня гормонов, по принятому мнению, обеспечивает нормальную температуру тела младенца после родов.

Источники

  • Kadan G., Aral N. Effects of Mycotoxins on Child Development. // Curr Mol Pharmacol — 2020 — Vol — NNULL — p.; PMID:33319679
  • Stoye DQ., Blesa M., Sullivan G., Galdi P., Lamb GJ., Black GS., Quigley AJ., Thrippleton MJ., Bastin ME., Reynolds RM., Boardman JP. Maternal cortisol is associated with neonatal amygdala microstructure and connectivity in a sexually dimorphic manner. // Elife — 2020 — Vol9 — NNULL — p.; PMID:33228850
  • Kendal E. Unique benefits of ectogenesis outweigh potential harms. // Emerg Top Life Sci — 2019 — Vol3 — N6 — p.719-722; PMID:32915221
  • Kpewou DE., Poirot E., Berger J., Som SV., Laillou A., Belayneh SN., Wieringa FT. Maternal mid-upper arm circumference during pregnancy and linear growth among Cambodian infants during the first months of life. // Matern Child Nutr — 2020 — Vol16 Suppl 2 — NNULL — p.e12951; PMID:32835455
  • Lautarescu A., Craig MC., Glover V. Prenatal stress: Effects on fetal and child brain development. // Int Rev Neurobiol — 2020 — Vol150 — NNULL — p.17-40; PMID:32204831
  • Apostol AC., Jensen KDC., Beaudin AE. Training the Fetal Immune System Through Maternal Inflammation-A Layered Hygiene Hypothesis. // Front Immunol — 2020 — Vol11 — NNULL — p.123; PMID:32117273
  • Paglia L. Taste development and prenatal prevention. // Eur J Paediatr Dent — 2019 — Vol20 — N4 — p.257; PMID:31850766
  • de Souza RJ., Zulyniak MA., Stearns JC., Wahi G., Teo K., Gupta M., Sears MR., Subbarao P., Anand SS. The influence of maternal and infant nutrition on cardiometabolic traits: novel findings and future research directions from four Canadian birth cohort studies. // Proc Nutr Soc — 2019 — Vol78 — N3 — p.351-361; PMID:31140389
  • Altimier L., Phillips R. Neuroprotective Care of Extremely Preterm Infants in the First 72 Hours After Birth. // Crit Care Nurs Clin North Am — 2018 — Vol30 — N4 — p.563-583; PMID:30447814
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector