Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно и как помочь ему в этом, не причинив вреда

Как носить малыша на одной руке

Существуют разные варианты переноса ребёнка на одной руке в вертикальном положении

В рассматриваемой нами позе важно, чтобы одна ваша рука находилась между ног ребёнка. Ребёнку необходимо широко раздвигать ноги для центрирования тазобедренных суставов

Как описано выше, вы можете носить ребёнка, придерживая одной рукой и прижав его спиной к себе.

Эти асимметричные положения оставляют вашего ребёнка в естественной позе и имеют много преимуществ: поскольку ребёнок вынужден приспосабливаться к вашим движениям, ему постоянно требуется стабильность и равновесие, которые развиваются в этой ситуации. В зависимости от того, как часто вы держите ребёнка, он будет учиться более или менее стабилизировать свою осанку.

Другим преимуществом такого асимметричного ношения является так называемая «ломаная модель поддержки», которая немного напоминает нам ходьбу: одна нога согнута (движущаяся нога), другая вытянута (опорная нога), туловище вращается так же, как при ходьбе, и стороны тела в этот момент разной длины. В данном случае тренируются ещё и повороты тела. Для того, чтобы двигательные модели изучались ребёнком одинаково, стоит держать его по очереди то с правой, то с левой стороны. В таких положениях вы также даёте своему ребёнку большую свободу движений. Он может играть руками или держать игрушку (координация рук), он также может легко дотягиваться до своих ног (координация рук и ног). Он ощущает ваше тепло и сердцебиение, чувствует себя в безопасности и может с любопытством открывать для себя окружающий мир, у него развивается визуальное восприятие.

Почему некоторые малыши начинают держать головку позже?

  1. Гестационный возраст, т.е. родился ли малыш в срок. Торопыжки, пожелавшие увидеть свет раньше срока, будут развиваться немного медленнее. Это обязательно надо учитывать, и не волноваться раньше времени, тем более что крохи отлично улавливают ваше настроение.
  2. Состояние здоровья. Насколько легко проходили роды, была ли гипоксия у малыша или родовые травмы. Бывает так, что уже в первые дни жизни, ребенок успевает переболеть вирусной инфекцией и т.п. Организм занят восстановлением или борьбой с заболеванием, и физическое развитие может затянуться.
  3. Вес оказывает большое влияние на становление двигательных навыков. Тяжелую головку очень трудно поднимать и удерживать маловесному крохе. Но и крепышу, родившемуся с весом выше 4 кг, это будет сделать непросто.
  4. Темперамент. Педиатры отмечают, что врожденные особенности психики проявляются с самого раннего возраста. Флегматичные и меланхоличные дети научатся владеть своим телом чуть позже более активных сангвиников или холериков.
  5. Влияние окружения. Чрезмерное желание придержать головку, вместо того чтобы подстраховывать ее, не дают малышу возможности приложить усилие, чтобы удержать её, а значит, мышцы не укрепляются. Кроме того, мамы иногда не выкладывают ребенка на животик. Это не всегда связано с забывчивостью или невнимательностью. Дело в том, что кроха может отчаянно протестовать, когда его кладут на животик.

Каким образом это происходит?

Обратимся к анатомии и физиологии шеи, мышцы которой обеспечивают движения головы. Условно разделим их на мышцы передней поверхности, главными из которых являются «кивательные», задней поверхности и боковых поверхностей. Мышцы передней поверхности наклоняют голову вперед, поднимают ее из положения лежа на спине. Мышцы задней поверхности наклоняют голову назад и поднимают ее из положения лежа на животе. Мышцы боковых поверхностей наклоняют голову в соответствующие стороны.

В норме в первые три месяца жизни формируется баланс работы мышц шеи. Происходит это постепенно и неравномерно. Сразу после рождения и до трех месяцев мышцы задней поверхности более активны. Это объясняется участием в защитном безусловном рефлексе новорожденных, который заключается в способности поднимать и разворачивать голову в сторону при лежании на животе. Развивающаяся нервная система создает условия для ускоренного развития функций их антагонистов — «кивателей», что приводит к возможности в два месяца удерживать голову в вертикальном положении. Однако полного баланса еще нет. Умея поднимать и удерживать голову в положении на животе, ребенок не способен на это в положении на спине. Такая возможность появляется, начиная лишь с 4 месяца жизни, и проявляется в способности перевернуться со спины на живот. Подробнее об этом в следующих разделах.

Так происходит в норме. При различных повреждениях нервной системы (причины могут быть самыми разнообразными) механизмы развития баланса сгибателей и разгибателей нарушаются. В подавляющем большинстве случаев развитие «кивателей» задерживается. В результате к двум месяцам ребенок не держит голову в вертикальном положении (она «падает» преимущественно назад), а позднее задерживается формирование переворотов со спины на живот.

Усилению дисбаланса часто способствуют внешние факторы. Их можно разделить на две группы.

Первая группа — это действия, способствующие перерастяжению мышц передней поверхности шеи (вредны всегда):

Вертикальное положение с поддержкой затылка при запрокинутой голове Положение при кормлении или ношении с запрокинутой головой

Тракции за руки или резкие подъемы, вызывающие запрокидывание головы

Вторая группа – факторы, усиливающие активность и без того активных мышц задней поверхности шеи (вредно при неумении правильно переворачиваться со спины на живот после 4 месяцев):

Ношение с наклоном корпуса вперед (даже с незначительным) Стимуляция подъемов головы в положении на животе за высоко расположенной игрушкой

Также стимуляция подъема головы при занятиях на мяче и подобных приспособлениях.

Еще больше усугубляют ситуацию попытки привить ребенку навыки, которыми «должен» обладать ребенок его возраста: стимуляция ползания, сидения и ходьбы.

Кроме описанного дисбаланса между сгибателями и разгибателями головы, нарушение баланса может возникнуть между мышцами, поворачивающими голову в стороны и мышцами, наклоняющими голову в стороны.

В первом случае голова в разных позициях имеет тенденцию к более частому или (и) на больший градус развороту в одну сторону.Во втором случае в разных положениях голова наклонена к одному плечу, нередко с вовлечением в процесс мышц корпуса с этой же стороны и образованием дуги.

Все описанные нарушения баланса развития мышц шеи (запрокидывание, разворот и наклон головы в сторону) могут сочетаться между собой в любой комбинации и нередко наблюдаются у одного ребенка.

Представленные ниже упражнения способны прекратить развитие негативных тенденций в начале их возникновения (у детей первых месяцев жизни), а также устранить их влияние на детей более старшего возраста при детском церебральном параличе и других заболеваниях, сопровождающихся синдромом двигательных расстройств.

Причины, из-за которых малыш не может держать головку

Факторов, влияющих на мышечную мускулатуру шеи ребенка и мешающих ее развитию предостаточно. Когда ребеночек в трехмесячном возрасте не в состоянии удержать свою головку, то это важный сигнал, чтобы отправиться на прием к педиатру.

Основными причинами являются:

  1. Гипоксия и заболевания во время вынашивания ребенка. Недостаток требуемого кислорода вызывает поражение клеток головного мозга и мышечной ткани, что в последующем отражается на формировании организма малыша, в том числе и на развитие мышц шеи.
  2. Недоношенный ребеночек. В случае недоношенности малыша на 2 – 3 месяца, не стоит ожидать в трехмесячном возрасте самостоятельного держания головки, это произойдет позже, чем у обычных детей.
  3. Неправильное питание ребенка. Если ребенок недоедает, или его рацион несбалансирован по питательным веществам и витаминам, то это может привести к ухудшению развития ребенка и к плохому держанию головки.
  4. Травмы, полученные при родах, также могут выразиться таким нежданным образом. Об этом женщина должна быть предупреждена и понимать, безусловно. Ребенок с травмой должен обязательно и постоянно обследоваться у детского врача — невропатолога.

Оценив полную обстановку необходимо принять нужное решение о действиях в дальнейшем. Либо идти к специалисту, либо приложить все усилия и самостоятельно решить проблему.

Что необходимо делать:

В первую очередь необходимо найти причину, вследствие которой у ребенка не получается удерживать головку. С этой целью нужно пройти медицинский осмотр. А главное лечение будет заключаться в следующем:

  1. При установлении гипоксии ребенку назначат физиотерапевтические процедуры и массаж. Эти воздействия стимулируют приток крови к шее и голове и насыщают клетки полезными веществами и кислородом.
  2. При недоношенности ребенка используют медикаментозные препараты, восполняющие организм недостающими веществами и ускоряющие развитие организма.
  3. Если у малыша находят недостаток веса, детский врач назначает необходимое лечение. Помимо молока мамы в качестве подкормки могут прописать искусственную смесь, которая очень калорийна, и содержит в своем составе все необходимые питательные вещества и витамины.
  4. При травмах, полученных при родах необходимо очень сложное и тщательное обследование и лечение. Все назначенные процедуры будут зависеть от рода полученной травмы и личных показателей обследования ребенка.

Не следует оттягивать визит к профессионалу, если существует обеспокоенность у родителей по этому поводу. Может случиться так, что эта тревога совсем беспочвенна.

Как развивать шейные мышцы новорожденного

Важно понимать, что новорожденный начнет держать голову в любом случае – так заложено природой. Но для того, чтобы этот процесс прошел в сроки, крошке можно немного помочь

Для этого необходимо развивать мышцы его пока еще слабенькой шеи. Хотя малыш сам вполне справляется с такой задачей:

  1. Примерно с двух-трех недель, лежа на животике, новорожденный пытается оторвать головку от поверхности хотя бы на долю секунды. Это и есть своеобразная тренировка для мышц шеи.
  2. С полуторамесячного возраста малыш разворачивает головку с одной стороны на другую, в той же позиции.
  3. К двум месяцам карапуз пытается ненадолго удержать головку без опоры в вертикальном положении. А лежа на спине, активно совершает попытки ее приподнять.
  4. К трем месяцам младенец старательно поднимает голову вверх, продолжая тренировать мышцы шеи и задействуя при этом мускулатуру спины.

Как видите, природа все продумала. Ввиду непреодолимого врожденного любопытства новорожденный стремится как можно скорее рассмотреть все вокруг. Попытки увидеть чуть больше стимулируют движения шеи, напряжение ее мускулатуры. Так шаг за шагом они и развиваются.

Кроме естественных попыток ребенка увидеть мир, можно выполнять некоторые упражнения, направленные на укрепление не только шейной мускулатуры, но и на развитие мышц спины, ручек, пресса

Да и на психоэмоциональном развитии новорожденного такая зарядка сказывается наилучшим образом – упражнения важно проводить в комфортной обстановке, хорошем настроении и игровом формате, сопровождая действия любыми веселыми стишками-потешками.Так же важно придерживаться правильной техники упражнений, их не так и много:

  1. Когда новорожденный лежит на спине, возьмите его за ручки и подтяните на себя. Задержите карапуза в полусидячем положении на несколько секунд, затем плавно опустите обратно на поверхность. В такие «висячие» моменты новорожденный будет пытаться подтянуть головку к груди. Уже через несколько дней регулярных повторений этого упражнения мышцы шеи укрепятся, и ребенок будет оперировать ими увереннее.
  2. Как только заживет пупочная ранка, начинайте выкладывать новорожденного на животик. Желательно делать это перед каждым кормлением, не лишним будет выкладывание на животик перед тем, —как купать новорожденного ребенка—. Из той позиции ему пока легче всего пытаться шевелить шеей, а, приподнимая голову, он так же начинает напрягать мышцы спины. Пока младенец находится в таком положении, можно сделать ему легкий —массаж для новорожденных—. Нежные поглаживания спины и шейки стимулируют кровоток в мышцах, а это, в свою очередь, способствует их тонусу.
  3. Также можно поиграть в летчиков. Возьмите новорожденного одной рукой под грудь, второй – под ножки. И «полетайте» так немного по комнате. Упражнение порадует 2-3 месячного малыша, раньше 1,5 месяцев делать его нельзя, мышцы шеи еще не смогут так сильно напрячься и удержать головку в «полете».
  4. Если у вас есть фитбол, можно прокатывать по нему ребенка спинкой и животиком. На самом деле есть целые комплексы упражнений для новорожденных на этом агрегате. Да и фантазия вам в помощь. Что бы вы ни делали, это будет провоцировать мышцы шеи понемногу сокращаться и работать. А это нам в конечном итоге и нужно.

На самом деле такая гимнастика показана деткам, у которых выражено отставание в развитии. Если ребенок хорошо ест, нормально набирает вес, достаточно просто давать ему некоторую свободу движений. Не держите головку прямо так уж основательно, просто создавайте ей легкую опору, когда малыш у вас на руках. Не пеленайте ребенка туго, не кутайте в миллион воротников. Чем свободнее новорожденный в двигательной деятельности, тем раньше и проще у него все получится. Безо всяких упражнений и совершенно самостоятельно.

Профилактические меры

Для правильного развития малыша необходимо с самого рождения соблюдать следующие профилактические меры:

  • Следить, в каком положении засыпает малыш. Необходимо укладывать новорожденного для сна на разные стороны. Разворачивать кроватку так, чтобы свет падал и слева, и справа.
  • Размещать по центру кроватки красочные игрушки. Необычные предметы заставят ребенка разворачиваться в стороны или смотреть только вперед.
  • Не кормить младенца постоянно одной грудью.
  • Ежедневно перед сном делать легкие поглаживания по телу малыша. Начинать нужно от шеи и заканчивать конечностями.
  • Кормящая мать должна правильно питаться, чтобы обеспечить ребенка всеми необходимыми полезными веществами.

Как нельзя держать ребенка

Пока малыш не научится держать голову самостоятельно, родители не должны допускать следующих ошибок:

  • Брать ребенка с горизонтальной поверхности, не поддерживая его голову. Чтобы поднять малыша, нельзя просто взять его под мышки или потянуть за ручки. Первым делом вы заводите ладонь под голову крохи, другой рукой поддерживаете спинку, поднимаете в воздух и только тогда укладываете его так, как вам нужно.
  • Долго носить в одном положении. Пока малыш не способен самостоятельно принять удобную позу, ее должны обеспечить вы. Даже в уютной “колыбельке” нужно обязательно чередовать руки, чтобы предотвратить у малыша проблемы с позвоночником и кривошею.
  • Агрессивно укачивать. Трясти ребенка не полезно ни в каком возрасте. Это не успокаивает, а пугает малыша. Но на первом году жизни такое укачивание может быть просто опасно для его здоровья и даже жизни. Мышцы шеи у маленького ребенка слишком слабые, чтобы удержать голову, а у младенцев она еще и непропорционально велика по отношению к телу. Ушибы, гематомы мозга, внутричерепные кровоизлияния, разрывы сосудов могут стать причиной инвалидности и даже смерти ребенка. Как бы вы не устали и не разозлились, не позволяйте себе подобные резкие движения. Минутной тряски может хватить, чтобы необратимо навредить здоровью вашей крохи.
  • Выполнять опасную работу с ребенком на руках. Не подходите к горячим кастрюлям, когда держите малыша. Не работайте острыми инструментами. Не переносите вместе с ребенком тяжелые или громоздкие предметы. Если выполнение каких-то действий может быть потенциально опасно для ребенка, отложите свои дела до тех пор, пока ваши руки будут свободны.

Итак, каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Но есть и общие моменты для всех младенцев:

Первые попытки приподнять голову малыши делают после двух-трехнедельного возраста. С полутора до трех месяцев учатся удерживать голову на весу все увереннее, а к четырем-пяти свободно держат ее и крутят из стороны в сторону.
Если ребенок совсем не держит голову до трех месяцев – нужно обратиться к педиатру и неврологу.
До пятимесячного возраста, беря малыша на руки, всегда придерживайте его голову. Даже однократное резкое запрокидывание может привести к серьезным нарушениям здоровья младенца.
На руках малыша можно держать горизонтально или вертикально, укладывать его животиком на руку или спинкой к себе на колени, когда вы сидите

Главное, чтобы его голова и тело были бережно зафиксированы и не было возможности упасть и травмироваться при неосторожном движении.
Всегда помните о безопасности ребенка. Не трясите его при укачивании, не носите часами в одном положении

Не работайте с горячими, острыми, тяжелыми предметами, пока малыш у вас на руках.

(
оценок; рейтинг статьи )

Как научить малыша держать головку?

Особенность человеческого организма состоит в том, что многие отклонения физического развития легко исправить во младенческом возрасте

Однако, как считает доктор Комаровский, если не уделять внимание ребенку, то даже здоровый малыш может замедлиться в развитии. Различные процедуры способствуют укреплению мышц шеи и помогают научить младенца развить способность держать голову

Комплекс упражнений для укрепления шейных мышц


Приступать к упражнениям по укреплению шейных мышц необходимо тогда, кода у ребенка полностью заживет место отрезания пуповины (примерно через 2 недели после рождения). Занятия помогут ребенку научиться самостоятельно держать головку и улучшат общее физическое состояние. Специалисты рекомендуют следующий комплекс упражнений:

Выкладывание на животик. Первые занятия не должны длиться дольше минуты. Постепенно время можно увеличивать. Выкладывать грудничка на живот нужно перед кормлением или через час после еды.
Положение «столбик». Младенца нужно некоторое время удерживать в вертикальном положении, поддерживая головку.
Легкий массаж спинки. Поглаживания необходимо проводить сверху вниз — от шеи до пяточек. Не нужно надавливать и пытаться массировать спинку.
Ношение «вниз лицом». Одной рукой нужно поддерживать малыша под грудь, а другой фиксировать неокрепшую шею.
Покачивание на руках

Малыша нужно положить на две руки вниз головой и осторожно наклонять вниз и вверх поочередно верхнюю и нижнюю часть тела.
Занятия на фитболе. Мама держит ребенка за попу, а папа за ручки

Производятся небольшие покачивания.

Гимнастика для детей, которые держат головку неправильно

Неправильное держание головы чаще всего обусловлено проявлением кривошеи у младенца. Ребенок старается постоянно поворачивать голову в одну сторону. При кривошеи лицо малыша будет направлено в сторону, где мышца функционирует неравноценно.


Для детей, которые держат голову неправильно, рекомендуется приобрести специальную ортопедическую подушку — она не позволит малышу постоянно поворачиваться в одну сторону. Грудничков необходимо регулярно перекладывать в кроватке, чтобы они переворачивались в разные бока.

Гимнастику для малышей, неправильно держащих голову, должен разработать в индивидуальном порядке специалист. Среди классических упражнений выделяют следующие:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как выполняется гимнастика для грудничков в 3-4 месяца?

Повороты головы в разные стороны.
Поглаживания в положении на боку

Двумя пальцами осторожно проводят в районе позвоночника. После процедуры на одной стороне, ребенка переворачивают на другую и проводят аналогичные действия.
Ношение ребенка в вертикальном положении

Для исправления неправильного поворота головы необходимо во время ношения прижимать малыша к себе так, чтобы он был повернут в неудобную сторону.

Для развития атрофированных и расслабления напряженных мышц детям проводят специальные массажи. Однако выполнять процедуру должен специалист. На видео ниже можно ознакомиться со специальной гимнастикой для деток, которые неправильно держат головку.

Физиопроцедуры и занятия в бассейне

Физипроцедуры применяются при обнаружении проблем в шейных мышцах, которые сложно устранить обычными упражнениями. Для лечения грудничков используются следующие процедуры:

  • УФ облучение;
  • парафиновые аппликации;
  • лечебный массаж.

Плавание в воде может использоваться в качестве метода развития шейных мышц и лечебного средства при нарушениях мышечного тонуса у детей с 3-х месяцев. Развить мышцы шеи поможет плавание в специальном круге для младенцев. В ванну или бассейн во время плавания малыша рекомендуется выкладывать яркие игрушки.

Ребенок во время купания будет стараться поворачиваться в сторону красочного предмета, и тем самым тренировать мышцы шеи. Полезно также плавать с ребенком без специальных поддерживающих приспособлений. Мама малыша может поддерживать его под грудь, чтобы тело прямо держалось на воде. Такое положение позволяет расслабить мышцы позвоночника и стимулировать мускулатуру шеи.

Как лечат кривошею

Назначать какие-либо процедуры для исправления кривошеи должен только квалифицированный детский врач. Любая самодеятельность в этом вопросе может нанести ребенку вред. Однако знание основных моментов, связанных с процессом коррекции, родителям необходимо.

Первое: чем раньше, тем лучше. При своевременной диагностике можно избавиться от проблемы еще в грудничковом возрасте и забыть о ней навсегда. Поэтому, если вас что-то настораживает в положении головы ребенка, лучше перестраховаться и обратиться в детскую поликлинику, не дожидаясь, пока пройдет само. Даже если вы ошиблись, и с ребенком все в порядке, цена ошибки намного ниже, чем в обратном случае – проблема есть, но ребенка не показали специалисту.

Второе: в подавляющем большинстве случаев достаточно консервативного лечения. Наилучшие результаты дает детский массаж. К сожалению, это процедура не вызывает у большинства грудничков восторга (близко расположены нервные окончания, и малыш может плакать во время массажа), зато с каждым следующим разом она будет переноситься все легче и легче. Чаще всего курса или нескольких достаточно для избавления от кривошеи.

К массажу иногда подключают физиотерапию (электрофорез, парафинотерапия) и ЛФК. Малышам с ортопедическими проблемами часто рекомендуют посещать с мамой бассейн.

Третье: в протокол консервативного лечения иногда (необязательно) включают устройства, которые фиксируют голову в правильном положении, особенно когда ребенок лежит, – повязку, шлем. Бояться этого не нужно: такое устройство не доставляет ребенку дискомфорта, и протест, который выражает малыш, чаще связан с тем, что он не привык его носить.

Наконец, четвертое. Редко, в случае врожденной мышечной кривошеи, если консервативное лечение не дает результатов, может понадобиться оперативное вмешательство. Раньше года такие операции не делают. Как правило, операцию назначают в районе 3 лет. Она выполняется методом пластического удлинения грудино-ключично-сосковой мышцы. Это не очень приятная история для родителей маленького ребенка, поскольку делают ее только в больнице, и в послеоперационный период необходимо обеспечить неподвижность мышцы на несколько недель при помощи специальной гипсовой повязки, а постоперационный период сопровождается снова консервативными методами, необходимыми, чтобы двигательные навыки полностью восстановились. Зато и прогноз по таким операциям у детей хороший: дети восстанавливаются существенно быстрее взрослых, и рецидивы кривошеи после пластического удлинения редки.

Стоимость приема: 

Хирурга: Первичный 2050 руб,  Повторный 1900 руб.

Ортопеда: Первичный 2050 руб,  Повторный 1900 руб.

Хирурга-ортопеда: Первичный 2700 руб,  Повторный 2300 руб.

Слинг

Мнения о ношении в слинге сильно различаются: есть аргументы и в пользу слинга, и аргументы, критикующие его. В данном случае родители должны самостоятельно решить, имеет ли смысл носить ребёнка таким образом.

Детские слинги не всегда предлагают подходящий вариант ношения. Поскольку, когда мы ходим и стоим, наше тело находится в вертикальном положении, может произойти такая ситуация, когда маленький ребёнок сместится в слинге. Его позвоночник при этом сожмётся или искривится, а поза станет асимметричной. В слинге ребёнок прижимается головой и всем телом к телу матери или отца и не имеет возможности двигаться самостоятельно или освободиться. От этого кровообращение в ногах нарушается, и они могут затекать и становиться холодными. То же самое можно сказать и о ношении ребёнка в сумке перед телом.

Однако, дети разные, и что неудобно одним, может быть приятно другим. Некоторым детям нравится находиться в туго натянутом слинге, и это помогает им успокоиться, и если при этом их спина дополнительно поддерживается вашей рукой, то ничего плохого в этом нет, если носить не слишком долго.

Другие дети, наоборот, сопротивляются и категорически требуют свободы движений. Существует также — в зависимости от возраста и предпочтений ребёнка — множество различных вариантов ношения ребёнка в слинге: в положении лёжа или спиной к животу родителей в вертикальном положении; сидя прямо на бедре или перед животом родителей; лицом к ним или спиной и т.д. Новорождённых и недоношенных детей можно полностью пеленать. Если вы решили носить ребёнка в слинге, то помните, что придётся снова и снова приспосабливаться к изменяющимся пропорциям вашего малыша и пробовать разные способы ношения

Важно следить за тем, как долго ваш ребёнок может комфортно чувствовать себя в слинге!

Если вы, как родитель, используете ткань слинга правильно и в соответствии с возрастом вашего ребёнка, то такое ношение предлагает малышу широкий спектр стимуляций: постоянные движения родителей влияют на баланс, осознание тела и глубину чувствительности. Ребёнок ощущает себя лучше: сердцебиение и тепло тела родителей ему знакомы и успокаивают. В положении лёжа ребёнок ощущает давление, как в утробе матери, и одновременно абстрагируется от окружающего мира, концентрируясь на себе. Ребёнок постарше, находясь в слинге, уже сам может участвовать в действиях родителей и, таким образом, получать непосредственное представление о повседневных делах.

Задержка психо-моторного развития при мышечной гипотонии у детей

Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига — Гоффманна у ребенка 9 — 10 месяцев могут соответствовать возрасту 2 — 3 месяцев. Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций. Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов, врожденный паралич лицевого нерва), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой. Качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. При судорогах, врожденном или рано приобретенном слабоумии не столько гипотония, сколько задержанное психическое развитие является причиной отставания двигательного, моторного развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector