Как приучить ребенка к горшку?

Причины боязни горшка: что предпринять?

Иногда ребенок испытывает сильный страх перед горшком. Есть несколько причин, из-за которых возможна такая реакция:

  1. Некоторые родители выражают недовольство ребенком за грязные трусики криком, а иногда и шлепками. Подобные негативные эмоции приводят к тому, что в дальнейшем малыш не желает контактировать с горшком.
  2. Первое знакомство с атрибутом было неудачным. Случается, что горшок попросту не пришелся по душе ребенку, либо был холодным или неудобным. В этом случае следует на время убрать его. А затем начать знакомить заново или купить новый, более удобный горшок.
  3. Зачастую капризы малыша на горшке происходят из-за того, что он не до конца проснулся, когда усадили на него. А любые не очень приятные ощущения детки могут помнить очень долгое время.
  4. Вероятно, кроха испугался каких-либо неожиданных звуков, либо он упал в то время, когда сидел на горшке, и сильно ударился.
  5. Боязнь ребенка «туалета» может быть обусловлена тем, что он страдает запорами. Это проблема, даже если малыш уже приучен к горшку и некоторое время успешно ходил на него, может привести к тому, что ребенок будет бояться его, поскольку процесс дефекации доставляет ему сильные болезненные ощущения.

Популярные методики приучения ребенка к горшку

Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.

А перед тем, как перечислять методики, хотим поделиться рассказом молодой мамы про приучение к горшку:

Методика приучения за 3 дня (быстрая)

Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:

  • у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
  • ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
  • малышу еще не исполнилось 2 лет.

Активный этап приучения занимает три дня.

День 1. Убираем подгузник дома.

Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.

День 2. Убираем подгузник на прогулке.

Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).

День 3. Закрепление.

Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.

Садимся на горшок за 7 дней

Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.

  1. В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
  2. Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
  3. Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
  4. В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.

Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, – иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.

Отучение от подгузников

Процесс отучения от подгузников легче проводить днем, чем ночью. Дома и в детском аду следует отказаться от многоразовых трусиков. Перед выходом на улицу следует посетить детский туалет. На прогулке следует время от времени предлагать малышу пойти в кусты или брать с собой горшок.

Если ребенок попросился в туалет, его нужно обязательно похвалить. Благодаря этому он научится терпеть дольше, и не нужно будет носить с собой дополнительную одежду. Полностью отказываться от памперса до двух лет не желательно. В этом возрасте ребенок будет просыпаться, проситься в туалет. В этом на помощь придут мокрые простыни. Мамы, как правило, чаще подходят к постели, чтобы проверить сухость трусов или заменить простынь, поднять малыша пописать.

Выбираем горшок правильно

Определившись с возрастом и готовностью малыша, можно заняться поисками и приобретением того самого нужного для процесса обучения предмета — горшка.

Сегодня купить горшок не составит проблем. Однако помимо эстетической стороны вопроса или предпочтений по цвету существует много других критериев, о которых следует знать при выборе горшка.

Комфорт и удобство для малыша — прежде всего. Не берите красивую, но не устойчивую или замысловатую модель, на которой ребенку будет просто неудобно сидеть

Если он в самом начале обучения упадет с этого горшка, то вряд ли захочет на него садиться в ближайшее время.
Обращайте внимание на материал, из которого сделано изделие. Керамика или железо совершенно не подходят в этом случае, ведь соприкосновение с холодным горшком будет не самым лучшим мотиватором для малыша

Отдайте предпочтение качественным моделям из пластика.
Исходя из анатомических особенностей строения тела детей разного пола, врачи советуют выбирать горшки круглой формы для девочек и овальные изделия — для мальчишек.
Еще один момент относительно горшков для мальчиков — можно поискать модель, у которой впереди есть специальная перегородка или возвышающийся выступ. Эта маленькая деталь в конструкции поможет маме мальчика избежать маленьких неприятностей в виде мокрых пятен на полу около горшка.
Чтобы ребенку было удобнее и легче сидеть, выбирайте модели со спинкой.
Если вы часто путешествуете, то приобретите горшок со съёмной крышкой.
Цветовую гамму или общее оформление изделия вы можете выбирать на свой вкус, но не стоит гнаться за слишком ярким или кричащим дизайном, чтобы он не отвлекал ребенка от процесса.
Также педиатры не рекомендуют приобретать модели со световыми или звуковыми эффектами. Во-первых, малыш будет воспринимать такой горшок, как свою очередную игрушку, а не по его прямому назначению, во-вторых, у ребенка может выработаться ненужный рефлекс на какую-то определенную музыку или другие сигналы, издаваемые изделием, а потом сходить в туалет без них ему уже будет трудно.

Подобрав для ребенка горшок, можно приступать к делу.

Наш опыт

Хоть я и стараюсь, прежде чем что-то делать с ребенком, хорошенько изучить вопрос, с горшком у нас почему-то все вышло несколько иначе. Вероятно, понадеявшись на естественность самого процесса, первоначально я несколько халатно отнеслась к «горшечной теме» и не подготовилась как следует. В результате чего наделала ошибок, но к счастью вовремя спохватилась.

Итак, приступили к процессу мы довольно рано – в 9 месяцев. Сначала все пошло у нас хорошо, и даже отлично. Тасе горшок понравился, когда я сажала ее, она воспринимала это совершенно нормально и делала то, что полагается в таких случаях. Частенько по просьбе дочери мы просматривали на горшке карточки Домана. Ближе к году я показала Тасе, как и куда выливать содержимое горшка, и его посещение заиграло новыми красками

Но все изменилось примерно в 1 год 4 месяца. Уже потом, спустя какое-то время, я узнала, что примерно в этом возрасте у детей начинается постепенное формирование сознательной реакции на наполнение мочевого пузыря вместо условного рефлекса на «пись-пись» (см. выше). Но тогда это было мне неизвестно, ведь ослепленная успехом первых месяцев использования горшка, я не слишком торопилась ознакомиться с мнениями специалистов на этот счет. Мне было непонятно, почему дочь начала выгибаться, когда я предлагала ей старого друга.

Очень скоро протест Таисии начал сильно меня расстраивать, я пыталась применять различные уловки, чтобы заманить дочь на горшок. После «аварий» приговаривала что-то вроде «Как же так, ты же уже большая». Мне стал видеться какой-то злой умысел со стороны дочери – казалось, что она специально игнорирует горшок, хотя прекрасно понимает, для чего он нужен. Напряжение по поводу туалетной темы нарастало, тогда то мне и стало ясно, что мы двигаемся не туда. Когда я, наконец, приостановилась и задумалась о своем поведении, стало жутко стыдно. Ведь я всегда старалась, чтобы наше воспитание базировалось на принципах свободы, почему сейчас я давлю на дочь?

Тогда и было принято решение – отстать от дочери. Я исключила всяческую критику и мало-мальское давление, и только хвалила за успехи. В литературе пишут, что нужно забыть о горшке на 1-2 месяца, на практике же нам хватило пары дней, чтобы снять напряжение вокруг этой темы. Как только я отстала от дочери, практически сразу пропали протесты с ее стороны, все чаще Таисия стала по собственной инициативе устраивать встречи с горшком.

Конечно, мы не сразу распрощались с мокрыми штанами, «аварии» все же случались время от времени. И если явный прогресс в контроле над мочеиспусканием начался у дочери в 2 года с небольшим, то полностью процесс овладения горшком завершился к 2,5 годам, к этому времени число «аварий» полностью  сошло на «нет».

В заключение хочется сказать: не давите на своих детей! Не ругайте, если они вдруг вовремя не успели дойти до горшка. Любая критика только негативно скажется на желании общаться с горшком! Рано или поздно малыш все равно научится ходить на горшок (согласитесь, вряд ли вам встречался 4-летний ребенок, который писается в штаны), а вот с каким настроением пройдет процесс привыкания, зависит от вас!

Буду рада, если вы поделитесь своим опытом в этой деликатной теме. Пишите!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Как быстро приучить ребенка к горшку.

     Как приучить ребенка к горшку? Некоторые родители озадачены этим вопросом чуть ли ни с самого раннего возраста своего малыша. Как научить ребенка ходить на горшок? Как быстро приучить ребенка к горшку? Вопросы, несомненно, актуальные для многих родителей.

     Давайте сначала разберемся, в каком возрасте нужно начинать приучать ребенка к горшку. Всем известно, что каждый ребенок начинает чувствовать и различать когда ему хочется оправиться в разном возрасте. Контролировать себя малыш учится с 2 до 2,5 лет. Тем не менее, дети различны по темпераменту, у каждого малыша свои особенности, соответственно, у каждого по-разному проходит процесс приучения к горшку.

     Начинать знакомить ребенка с горшком можно с того момента, когда малыш научился уверенно сидеть. Сразу предупрежу: первое знакомство с горшком может закончиться плачем. Почему так бывает? Малыш привык чувствовать теплые мамины руки, мягкую одежду, теплую воду в ванне. Холодный твердый пластмассовый горшок, на который усаживают голой попой может и не вызвать энтузиазма.

     Сначала ребенку непонятно что происходит и зачем это делается. Но со временем, малыш начинает понимать хотя бы то, что его хвалят, одобряют, когда он справил нужду в горшок. Кроме того, малыш должен усвоить, что в мокрых штанах, мягко говоря, не комфортно. А потом сопоставить эти два факта. С этого момента приучение к горшку пойдет гораздо быстрее.

     Будьте терпеливы. Если малыш на каком-то этапе отказывается садиться на горшок – не настаивайте, ставьте попытки усадить его туда на 1-2 месяца, а потом попробуйте снова, только ненавязчиво. Помните, за редким исключением, полноценно ребенок сможет контролировать себя не ранее двух с половиной лет.

     Хороший шанс освоить горшок появляется, когда вы на отдыхе. Если есть необходимость срочным образом приучиться к горшку, например перед детским садиком, приурочьте это к поездке на море. Перемена обстановки способствует тому, что малыш чувствует себя взрослее, ответственнее и лучше себя контролирует. 🙂

     Если у вашего карапуза высаживание на горшок не вызывает бурного протеста, начинайте делать это когда подошло время оправиться (после обеда, перед сном, сразу после сна, перед прогулкой, когда пришли с прогулки). Так вы выработаете свой режим высаживания на горшок.

     Если малыш уже чувствует, когда хочет на горшок, договоритесь с ним, пусть говорит вам об этом, а в последствии садится на горшок сам «как взрослый». Поставьте горшок так, чтобы малышу было легко к нему добраться и удобно ним воспользоваться.

     Не нужно по многу времени высиживать на горшке, играясь игрушками. Малыш должен сразу понимать зачем он сидит на горшке и что от него требуется. Объясняйте ему это. Если ребенок шустрый настолько, что и минуты не усидит на одном месте, вместо игрушек, дайте ему лучше книжечку (вот откуда у некоторых взрослых появляется привычка читать в туалете :)).

     Не делайте трагедию, если у вас не получается в годик или полтора быстро приучиться к горшку

Придет время и вы обязательно эту премудрость освоите! Всё что вы делаете с ребенком, делайте легко, уверенно и весело, не зацикливаясь на неудачах и акцентируя внимание на победах

      Итак, подитожим:

— если у вас не получилось с первого раза, не расстраивайтесь, — попробуйте позже

— поставьте горшок в удобном для ребенка месте, чтобы он сам мог садиться на него, если захочет

— не используйте горшок, чтобы играться сидя на нем, малыш должен понять какого результата от него ожидают

— садите малыша на горшок в наиболее вероятные физиологически моменты

— наберитесь терпения и используйте необычные обстоятельства, чтобы попытаться снова и добиться результата

— делайте всё с полной уверенностью в успехе

— и конечно, хвалите, хвалите, хвалите своего малыша, ведь он настоящий молодец и вы его так любите!!!!!

Оставьте комментарий

С какими проблемами может столкнуться молодая мама и как их можно решить

Обучение ребёнка любому новому навыку — это трудоёмкий процесс и зачастую сопровождается различными проблемами. Некоторые дети в какой-то момент могут перестать ходить на горшок, а другие просто отказываются на него даже садиться.

Отказ от приобретённого навыка

Очень часто родители жалуются на странное поведение детей, которые уже были приучены к горшку. В какой-то момент ребёнок наотрез отказывается на него садиться и может даже сильно плакать, если его заставляют. Существует множество причин, которые могли привести к такому явлению.

Любое стрессовое событие, которое могло повлиять на эмоциональное состояние ребёнка. Если недавно был переезд, поход в детский сад, знакомство с новыми людьми или другое травмирующее происшествие, ребёнок может начать странно себя вести и опять писать в штаны. Необходимо с пониманием отнестись и ни в коем случае не ругать ребёнка за такие промахи

Постарайтесь окружить его вниманием и теплом и затем постепенно опять начните приучать к горшку.
По достижении трёхлетнего возраста у многих детей начинается своеобразный переходный период, во время которого они часто вредничают, устраивают истерики, отказываются слушаться и в том числе ходить на горшок. Необходимо проявить терпение и отвлекать ребёнка игрушками, мультиками и книгами, чтобы он был сам заинтересован сходить в туалет правильно.
В некоторые периоды, когда ребёнок себя плохо чувствует, он может перестать ходить в горшок

Спровоцировать такое поведение могут режущиеся зубки, осложнения после прививок, простуда и т. д. Необходимо дождаться, пока малыш придёт в себя и опять показать ему, как ходить на горшок.

Страх перед горшком

Как бы странно это ни звучало, но некоторые дети могут бояться горшка и из-за этого устраивают истерики при попытках посадить на него. Произойти это может из-за множества причин:

  • приучение к горшку началось в очень раннем возрасте, когда малыш ещё не был готов;
  • отсутствие похвалы;
  • грубое поведение родителей, наказание за промахи;
  • попытки усадить ребёнка на туалет применяя агрессию;
  • стеснительность, при которой ребёнок не хочет ходить в туалет на глазах у других людей;
  • слишком холодное сиденье горшка, которое вызвало неприятное ощущение.

Во всех перечисленных случаях нельзя ругать ребёнка или пытаться продолжать его обучать грубостью. Постарайтесь на время отпустить ситуацию и подождите, пока страхи пройдут. В некоторых случаях эффективно проигрывание пугающей ситуации в играх, где родитель показывает, что горшок на самом деле не опасен. Можно использовать любимые игрушки ребёнка или нарисовать историю на бумаге.

Физиологические нарушения

К сожалению, в некоторых ситуациях причиной сложностей приучения к горшку могут быть различные заболевания и нарушения работы внутренних органов. Если неконтролируемое мочеиспускание продолжится и по достижении пяти лет, то необходимо обратиться к врачу, который может диагностировать следующие нарушения:

  • патологии развития мочеполовых органов;
  • воспалительные процессы в органах малого таза;
  • отклонения в работе нервной системы;
  • продолжительные стрессовые состояния.

В первую очередь ребёнка нужно показать урологу. Он назначит проведение различных анализов и проведёт УЗИ-диагностику почек и мочевого пузыря. Если проблему не обнаружат, то малыша направят к неврологу. Девочкам иногда дополнительно назначается осмотр у гинеколога.

Как приучить ребенка вставать ночью на горшок?

Следующим этапом для родителей будет обучение ночному хождению на горшок. Приступать к занятиям нужно, когда штанишки остаются сухими в течение 10-16 часов. Чтобы малыш научился вставать в туалет ночью, необходимо:

Отказаться от использования памперса для сна. На матрац можно постелить водонепроницаемую пеленку, чтобы перестраховаться. Будить ребенка ночью в одно и то же время. Оптимальным вариантом будет период через 4-5 часов после того, как он уснет. Нельзя вытаскивать сонного малыша с постели и насильно усаживать на горшок. Это вызовет у него неприятные ощущения, и он не поймет, что от него хотят

Важно объяснить малышу, зачем он проснулся, мотивировать его, хвалить, если он самостоятельно проснулся и попросился в туалет. Объяснять необходимость ходить на горшок ночью в дневное время

Все это делают в игровой форме. Например, укладывают спать куклу, мишку, будят и отправляют в туалет. Ребенок может самостоятельно усадить на горшок, похвалить. Играть следует в веселом, приподнятом настроении. Провести несколько ночей в комнате малыша. Обычно, когда дети хотят в туалет во сне, они начинают ворочаться, стонать. В этом случае нужно разбудить его и усадить на горшок. Через несколько дней выработается привычка, и малыш начнет сам просыпаться.

Доктор Комаровский утверждает, что родителям не стоит слишком стараться, чтобы ребенок не писался ночью. Такая способность со временем вырабатывается самостоятельно, что связано с увеличением размеров мочевого пузыря.

Приучаем малыша к горшку поэтапно

  1. Поставьте в комнате ребёнка купленный вами горшок и попробуйте доступно объяснить крохе, что это за новый предмет и зачем он нужен.
  2. Если малютка сразу не проникся никакими добрыми чувствами к диковинной, в его понятии, вещи, просто дайте ему время приглядеться и привыкнуть к нахождению горшка на его территории. Если же карапуз отнёсся к своему первому туалетному приспособлению вполне доброжелательно, можете переходить к следующему этапу.
  3. В течение дня 2-3 раза высаживайте ребёнка на горшок на несколько минут. При этом штанишки (подгузник) пока снимать не нужно. Просто пусть кроха начнёт воспринимать горшок как что-то само собой разумеющееся. Этот этап занимает, обычно, 7-10 дней.

  4. Затем можно попробовать 2-3 раза в день высаживать кроху без штанишек (подгузника). При этом не старайтесь подловить, когда малыш хочет писать. Так вы можете его только напугать. И ребёнок, наоборот, будет пытаться сдержать мочеиспускание, сидя на горшке. А вы ведь стремитесь к прямо противоположному. Поэтому спешить ни в коем случае не стоит. Пусть всё идёт своим чередом. На этот этап отведите не менее 1-2 недель.
  5. В продолжение которых вы можете попытаться более чётко сформировать в сознании карапуза представление о предназначении горшка. Как это сделать? Можно каждый раз, когда вы будете снимать с крохи подгузник, демонстративно бросать его в горшок. Можно попросить старшего ребёнка справить в горшок свои нужды на виду у младшего. Ведь малыши очень охотно подражают старшим. И такой метод очень часто оказывается самым действенным. Не забывайте постоянно объяснять все свои действия малышу. Недооценивать силу слов, пусть даже вам и кажется, что малютка понимает далеко не все, не стоит. Так пройдёт ещё 1-2 недели.
  6. Теперь вы можете начинать высаживать ребёнка на горшок тогда, когда вам кажется, что ему это, действительно, нужно. К примеру, после сна, еды, прогулки. Хорошенько понаблюдайте за крохой. Обычно, малыши, когда им хочется в туалет, замирают, сосредотачиваются, перестают играть. Именно в такие моменты можно предлагать своему малютке горшок. Опять же, отрядите на этот этап 1-2 недели.
  7. И только последовательно пройдя все этапы, можно начинать обучать ребёнка самостоятельному пользованию горшком, который всегда должен стоять на одном месте и быть доступным для карапуза. Объясните, что теперь кроха будет сам садиться на горшок, когда у него возникнет на то потребность. И весь туалетный ритуал отрепетируйте вместе с ним до автоматизма. Не скупитесь на похвалы и поощрения. Ведь для малыша они – самый главный двигатель прогресса.

Не ругайте и не наказывайте ребёнка, если он не так быстро, как вам хотелось бы, познаёт туалетную науку

Еще несколько ошибок…

Следующей важной ошибкой может быть постоянное преследование ребенка этим ненавистным горшком Если малышу не нравится на него садится, не давите на него. Не принуждайте делать то, что не хочется

Иначе может понадобится еще очень долгое время для положительного результата.
Еще один важный момент, который не стоит упускать из вида – это выбранное место для горшка. Нужно поставить его так, чтобы он всегда был на виду у ребенка
Если однажды вы переставите его, ребенок просто сделает свои дела в штаны просто потому, что не найдет его в привычном месте.
Стоит также отметить, что, приучая ребенка к горшку, нужно обращать внимание на одежду, в которой малышу приходится ходить дома. Она не должна препятствовать самостоятельным попыткам малыша ее снять
Лучше, если это будут трусики или штанишки на резинке, чем плотные колготки, джинсы или комбинезоны. Представьте сами, каких усилий ему будет стоить стянуть с себя неудобную одежду.
Ну и последней ошибкой можно назвать невнимательность к позывам малыша. Ребенок сам может показать, что он хочет в туалет. Это могут быть какие-то звуки или наоборот, затишье, кряхтение или натуживание. Будьте внимательнее к собственному чаду и быстрее научите его ходить на горшок.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Методика быстрого приучения к горшку ребенка 2 лет

Когда малышу должно исполнится 2 года, и подходит время идти в детский сад, а он еще ходит в подгузниках, используют способы ускоренного приучения к горшку.

За три дня

Эта методика подразумевает быстрое формирование навыков самостоятельного хождения в туалет. Но это совсем не значит, что в трехдневный срок ребенок научится справлять нужду на горшок «без осечек».

Быстрая техника эффективна при определенных условиях:

  • ребенок не старше 2 лет 1 месяца;
  • интервалы между мочеиспусканиями не менее 1-2 часов;
  • акты дефекации проходят примерно в одно время 1-2 раза в сутки;
  • кроха отказывается одевать подгузник.


Перед началом приучения к горшку малыша подготавливают, объясняя ему, для чего нужен этот предмет гигиены.

После объяснений переходят к практической части быстрой методики:

Первый день. Когда ребенок проснется, с него снимают подгузник и все время следят за малышом. Если он начинает справлять нужду, то подставляют горшок. Это делают, чтобы кроха увидел связь между опорожнением и предметом гигиены. Перед сном одевают подгузник. При попаданиях в горшок нужно хвалить, объясняя причину

Когда ребенок намочит штанишки, ругать его нельзя, лучше не заострять внимание на «промахах».
Второй день. Родители ходят за малышом так же, как и в первый день, при этом организовывают прогулку без подгузников, взяв для него сменную одежду.
Третий день

Делают все то же, что и во второй день, но добавляют еще одну прогулку. Малыша сажают на горшок перед сном, прогулкой и после них.

Интересно!Многие родители, испытавшие эту методику, утверждают, что после активного трехдневного приучения дети начинают проситься и даже пробуют присаживаться на горшок самостоятельно. Главное, обеспечить им удобную одежду, которую можно легко и быстро снять без помощи взрослых.

За семь дней

Техника носит название «Добровольный малыш». Ее создали для детей от 1,5 лет, которые владеют элементарными навыками самообслуживания и понимают слова взрослых.

Методика рассчитана на 7 дней обучения:

  1. В первый день после пробуждения снимают подгузник, объясняя ему что он уже взрослый, и сажают на горшок. Задача — задержать малыша на нем на 10 минут. Если не получилось, через 15 минут повторить. Периодически осуществлять это действие в течение всего дня.
  2. Во второй и третий дни тактика родителей не меняется. Нужно учитывать, что на прогулки надевать подгузники нельзя, лучше чаще спрашивать у крохи, хочет ли он в туалет.
  3. В четвертый день мама и папа уже понимают, в какие моменты нужно предложить горшок. Следуя вышеуказанным рекомендациям и не забывая хвалить при успешных попытках «справить нужду», продолжают обучение еще на протяжении трех дней.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector