Инфантильный тип глотания

Содержание:

Когда нужно учить малыша жевать и глотать твёрдую еду?

Педиатры утверждают, что жеванию детей учить не нужно. Это рефлекс, который развивается сам по себе, если только ему не мешать. Поэтому правильнее ставить вопрос не как научить ребёнка жевать твёрдую пищу, а когда начинать стимулировать у него жевательный рефлекс.

Делать это нужно примерно к году. В этом возрасте у большинства младенцев уже есть 8-10 зубов, что позволяет им перетирать кусочки продуктов. Если в возрасте одного года у крохи есть всего 2-3 зубика, давать ему что-то пережёвывать рано.

Рекомендуем прочесть: Эндоскопия носа: что показывает исследование ЛОР органов при осмотре

Так ли важно уметь жевать твердую пищу для ребенка?

Некоторые родители настолько любят своих детей, что не считают нужным заставлять их есть после года твердую пищу и готовы ее измельчать долгое время.

На самом деле умение жевать в 1-2 года заложено природой и способствует формированию:

  1. Правильного прикуса.

Отсутствие нагрузки на десну снижает активность кровообращения, зубы растут слабыми, может сформироваться неправильный прикус и начаться проблемы с зубами в будущем.

  1. Речи.

Как ни странно, именно жевательный рефлекс (как и сосание женской груди) тренируют артикуляцию малыша. Если у ребенка проблемы с приемом твердой пищи, это сказывается и на его речи, он может просто не выговаривать некоторые звуки.

  1. Ферментной системы.

В процессе жевания пища смачивается слюной, которая запускает процесс синтеза ферментов и улучшает пищеварение.

Если малыш получает только мягкие, жидкие продукты, желудок начинает лениться и через определенное время возникают проблемы с пищеварением: гастриты, частые несварения.

Кроме того, дети, не научившиеся жевать вовремя, рискуют вырасти психологическими манипуляторами, им тяжело будет ориентироваться в детском коллективе.

Приучаем глотать таблетки

Детям даже с развитым соматическим глотанием может быть сложно проглатывать таблетки и капсулы. Чтобы не возникло проблем с приемом лекарства во время болезни, полезно малыша в возрасте 3-3,5 лет научить правильно глотать таблетки.

Тренироваться рекомендуется на витаминах. При этом обязательно объясните, что лекарство могут давать только взрослые, самостоятельно нельзя брать даже витамины.

Чтобы научить ребенка глотать таблетки, действуйте по следующей схеме:

  • объясните ему последовательность действий;
  • дайте отпить глоток чистой воды комнатной температуры, чтобы язык был влажным, и таблетка не приклеилась слюной к его поверхности;
  • попросите ребенка открыть рот и положите таблетку на середину языка, чуть ближе к горлу (если таблетка попадет на корень языка, это вызовет рвотный рефлекс);
  • дайте ребенку отпить воды, чтобы вместе с ней он проглотил таблетку.

Может потребоваться несколько тренировок, чтобы малыш перестал бояться глотать лекарства в виде таблеток и капсул

Важно создать благоприятный эмоциональный фон занятий – это поможет ребенку быстрее освоить навык

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Что делать, если ребенок не хочет есть кусочками

При первых попытках перехода на «взрослую» пищу все детки капризничают, отказываются есть, выплевывают кусочки и устраивают истерики. Это типичный промежуточный этап, поскольку малышу сложно сразу перестроиться на новую текстуру продуктов. Родителям нужно быть к этому готовым и пережить непростое время, понимая, что приучить малыша к жеванию и поеданию твердой пищи – обязательное условие для правильного развития.

Если малыш в возрасте 8-9 месяцев категорически отказывается есть любые продукты, которые отличаются от консистенции пюре, у вас есть время немного подождать. Через неделю-две попробуйте снова предложить комочковую пищу – возможно, на этот раз привыкание пойдет лучше.

Если же ребенку 11-12 месяцев и больше, а он не ест ничего, кроме пюре, стоит задуматься. Возможно, у него не сформирован пищевой интерес, есть страх подавиться кусочками или слишком активный рвотный рефлекс. С этими вопросами родителям трудно разобраться без врачебной помощи, поэтому стоит посоветоваться с педиатром. Не затягивайте с визитом к доктору, ведь чем дольше вы откладываете, тем сложнее потом перейти с пюре на кусочковую пищу.

Каковы могут быть причины боли в горле?

Чаще всего боли в горле вызываются вирусами. Реже ангины возникают из-за бактериальных инфекций. Вирусные патогены, такие как короновирус, риновирус, аденовирус, грипп и парагрипп являются наиболее распространенными и обычно проявляются как простуда. Другие вирусные инфекции, которые могут проявляться болью в горле, — это вирус Эпштейна-Барра и ВИЧ, которые приводят к развитию боли в горле на начальном этапе заболевания.

Рецидивирующая ангина может возникать из-за цитомегаловируса или грибковых инфекций у маленьких пациентов с иммунодефицитом.

Среди бактериальных инфекций бета-гемолитический стрептококк группы А (БГСА) является наиболее частой причиной бактериальной ангины. На него приходится 15–36% случаев острого фарингита у детей в развитых индустриальных странах. Другими возбудителями могут быть стрептококки типа C и G.

К более редким причинам боли в горле относится инфекция золотистым стафилококком, микоплазмой, Chlamydia pneumoniae, Moraxella catarrhalis и Yersinia.

Инфекция Fusobacterium necrophorum — необычная инфекция, которая начинается с лихорадки и боли в горле, и может впоследствии перерасти в синдром Лемьера, который характеризуется заражением крови, тромбозом внутренней яремной вены и, по крайней мере, одним метастатическим очагом инфекции.

Еще одна группа причин боли в горле у детей – это перитонзиллярные, заглоточные и боковые глоточные абсцессы, которые возникают из-за распространения инфекции из локальных источников, например, при бактериальном тонзиллите. Наряду с лихорадкой и болью в горле в этих случаях могут присутствовать другие симптомы, такие как болезненное глотание, слюнотечение, тризм, видимая припухлость под нижней челюстью и отклонение язычка в противоположную сторону от очага воспаления.

Причиной болей в горле может быть и аллергия, особенно когда она осложняется назальным кровотечением. Раздражители, такие как пыль, табачный и ил печной дым, химические загрязнители атмосферы могут приводить к хроническим болям в горле.

Длительный разговор на повышенных тонах, крик в течение длительного времени также приводят к болям в горле.

Боль в горле также может возникать из-за повреждения гортани желудочным соком при гастроэзофагальной рефлюксной болезни (ГЭРБ).

Причины дисфагии у детей

Нарушение проглатывания в детской практике имеет некоторые особенности, что обоснованно особенностями детского организма. Так какие заболевания и состояния могут стать причиной нарушенного глотания?

ДЦП

ДЦП характеризуется значительными сбоями в работе центральной нервной системы, что и обуславливает развитие дисфагии. Именно среди детей с данным диагнозом наибольшее число диагностированных случаев.

Атетоз или гиперкинез

Атетоз, или как его еще называют, гиперкинез характеризуется частыми непроизвольными движениями телом или его отдельными частями. Дисфагия при атетозе является закономерным следствием.

Различные болезни

К числу болезней, которые могут стать причиной затрудненного глотания можно отнести склероз, опухолевые процессы в мозге, полиомиелиты и др. Спровоцировать дисфагию могут и воспалительные процессы, особенно если лечение началось уже на запущенной стадии.

Наследственность и врожденные дефекты

В формировании дисфагии значение будет иметь как фактор наследственности, так и состояние здоровья беременной женщины. Если у одного из родителей отмечались проблемы с глотанием, то у ребенка создается предрасположенность. Стать причиной нарушенного глотания могут и различные нарушения внутриутробного развития. Для примера, если мать перенесла серьезные заболевания в этот период или был сформирован дефицит необходимых веществ для полноценного роста и развития плода.

Увеличение щитовидной железы

Увеличение щитовидной железы будет затруднять продвижение пищевого комка, что расценивается как механическая обтурация.

Последствия хирургического вмешательства

Хирургические операции в полости рта, глотку могут стать причиной нарушения глотания. Иногда, это явление временное, иногда — может понадобиться длительное лечение.

Онкологические заболевания

Доброкачественные или злокачественные новообразования в области лица и глотки, часто становятся причиной нарушения глотания. Дисфагия может проявляться различными степенями тяжести, но к этим симптомам, присоединяются боли в горле, за грудиной, распространяющейся в ухо.

Причины дисфагии у детей

Нарушение проглатывания в детской практике имеет некоторые особенности, что обоснованно особенностями детского организма. Так какие заболевания и состояния могут стать причиной нарушенного глотания?

ДЦП

ДЦП характеризуется значительными сбоями в работе центральной нервной системы, что и обуславливает развитие дисфагии. Именно среди детей с данным диагнозом наибольшее число диагностированных случаев.

Атетоз или гиперкинез

Атетоз, или как его еще называют, гиперкинез характеризуется частыми непроизвольными движениями телом или его отдельными частями. Дисфагия при атетозе является закономерным следствием.

Различные болезни

К числу болезней, которые могут стать причиной затрудненного глотания можно отнести склероз, опухолевые процессы в мозге, полиомиелиты и др. Спровоцировать дисфагию могут и воспалительные процессы, особенно если лечение началось уже на запущенной стадии.

Наследственность и врожденные дефекты

В формировании дисфагии значение будет иметь как фактор наследственности, так и состояние здоровья беременной женщины. Если у одного из родителей отмечались проблемы с глотанием, то у ребенка создается предрасположенность. Стать причиной нарушенного глотания могут и различные нарушения внутриутробного развития. Для примера, если мать перенесла серьезные заболевания в этот период или был сформирован дефицит необходимых веществ для полноценного роста и развития плода.

Увеличение щитовидной железы

Увеличение щитовидной железы будет затруднять продвижение пищевого комка, что расценивается как механическая обтурация.

Последствия хирургического вмешательства

Хирургические операции в полости рта, глотку могут стать причиной нарушения глотания. Иногда, это явление временное, иногда — может понадобиться длительное лечение.

Онкологические заболевания

Доброкачественные или злокачественные новообразования в области лица и глотки, часто становятся причиной нарушения глотания. Дисфагия может проявляться различными степенями тяжести, но к этим симптомам, присоединяются боли в горле, за грудиной, распространяющейся в ухо.

Потребность в жевании у малыша появляется к 6-7 месяцам

Это чаще всего связано с прорезыванием зубов, сопровождающимся зудом в деснах. На первых парах можно дать крохе печенье, сухарик или корочку хлеба. Твердую пищу давайте за 10 минут до основного кормления. Это полезно как для формирования навыков жевания, так и для активизации пищеварения. Как только ребенок привыкнет жевать хлеб, можно познакомить его с фруктами. Начать стоит с яблока, груши и персика.

Если малыш в этот период будет сталкиваться с проблемами, стимулируйте его к жеванию и активной работе языком. К осознанной зарядке для языка он пока не готов, но старайтесь по возможности кривляться, когда карапуз, подражая вам, должен строить смешные рожицы, облизываться, высовывать язык и т.п.
 

Поощряйте его к развитию, позволяя брать в рот, сосать и жевать разные безопасные игрушки, помещая их то в левую, то в правую сторону рта. Обмакните в пюре такую игрушку, чтобы у ребенка был стимул поработать язычком.

Как научить жевать годовалого ребенка

Сегодня больше половины детей не умеют жевать к 2-х летнему возрасту.

Развивать этот навык нужно с полугода:

  1. Купить красивые прорезыватели (несколько видов).

Ребенок должен не только снимать напряжение с десен, но и учится жевать. Главное, не забывать следить за их чистотой и регулярно мыть.

  1. Твердая пища.

В качестве знакомства с пищей вместо прорезывателя можно дать небольшую баранку, кусочек моркови, яблока. В процессе жевания деснами, малыш будет получать маленькие кусочки лакомства. Так малыш поймет, что получить новый вкус можно самостоятельно.

При этом родители не должны оставлять детей без присмотра. Баранки достаточно хрупкие, могут раскрошиться, мелкие кусочки способны перекрыть органы дыхания.

  1. Купить ниблер.

Специальное приспособление с пластиковой (силиконовой) сеточкой, внутрь которой можно помещать кусочки фруктов и овощей. Ниблер позволит ребенку познакомиться с новыми вкусами и при этом задерживает кусочки, поэтому безопасен для малыша.

  1. Приучать к новым продуктам постепенно.

Не стоит резко начинать кормить ребенка супом, как у взрослых. Часть привычного питания нужно заменить кусковым, например, оставить в пюре несколько небольших кусочков картофеля или украсить кашу свежими фруктами.

  1. Уменьшать помол.

Не нужно сразу давать малышу крупные куски, можно измельчить продукты на терке, ножом или просто размять вилкой. Это не относится к мясным продуктам: ребенок может не разжевать волокна и подавиться. Лучше предложить ему суфле или паровые котлеты и тефтели.

Обычно этих мер достаточно, чтобы дети в полтора года полностью овладели жевательными навыками.

Более подробно о том, как научить малыша жевать твердую пищу разными способами, можно узнать, посмотрев видео.

Срочные меры

К сожалению, некоторые дети и в 2-3 года не могут есть твердую пищу. В первую очередь такого ребенка нужно показать педиатру для исключения возможных патологий.

Если малыш полностью здоров, и отказ самостоятельно жевать связан с ленью или избалованностью, решить проблему можно, но придется запастись терпением.

Есть несколько способов, как научить жевать детей после 2 лет:

  1. Покажите пример.

Начните с приготовления простых блюд, пусть ребенок принимает посильное участие. Сядьте за стол всей семьей, разложите продукты в красивые тарелки (у всех одинаковые).

В игровой форме покажите малышу, как нужно жевать, можно устроить соревнование.

Главное, сохраняйте спокойствие, не будьте излишне строги и не ругайте, а тем более, не наказывайте за неудачу.

  1. Пригласите в гости детей.

Или старше или ровесников, уже овладевшими навыками жевания. Глядя на них, вполне вероятно, что малыш начнет повторять.

  1. Уберите из рациона пюреобразную пищу.

Предложите ребенку измельчить овощи или фрукты самостоятельно. Скорее всего у малыша не хватит сил сделать это самостоятельно, помогите ему.

  1. Используя мягкие и вкусные продукты.

Например, натуральный мармелад или зефир. Разжевывать их очень легко, а вкус намного приятнее привычной еды.

  1. Не используйте блендер. Можно сказать, что он сломался.
  2. Оставляйте на видном месте вкусные продукты для перекуса: бананы, нарезанные яблоки.
  3. Освойте актерское мастерство.

Предложите малышу сыграть в семейство зайчиков, белочек, лисичек (любых животных, которые привлекают ребенка). Предварительно можно посмотреть мультфильм или сходить в зоопарк. Войдите в роль полностью, вероятно, придется даже передвигаться на четвереньках.

  1. Сводите ребенка в детский развлекательный центр, зайдите в кафе и купите малышу новый для него продукт, привлекательный внешне.

Иногда причиной отказа от твердой пищи становится просто плохой аппетит. В этом случае можно попробовать такие способы:

  • больше времени проводите за занятиями, требующими физической активности;
  • вместо привычного сока предлагайте компоты из сухофруктов или отвар шиповника;
  • избегайте перекусов между приемами пищи.

Заинтересуйте ребенка едой: приготовьте новое блюдо, оформите необычно, как можно эмоциональнее продемонстрируйте, насколько оно вкусное. Научить жевать нужно как можно раньше, вся ответственность в этом ложится на родителей.

Категорически нельзя заставлять малыша есть твердую пищу, повышая на него голос или наказывая. Это вызовет стресс у него и страх перед самим процессом еды.

Другие дети могут начать проявлять характер и отказываться из-за обычного упрямства. Терпение и творческий подход помогут крохе освоить жевательный навык и подготовят к переходу в новый период жизни — детский сад.

Физиологические последствия

Такие игры со здоровьем не проходят бесследно для человеческого организма. Из ранних нарушений можно выделить разрушение зубной эмали в результате систематически провоцируемой рвоты, а также раздражение стенок пищевода, изъязвление слизистой ротовой полости. Это провоцирует кислота, содержащаяся в рвотных массах.

Кроме этого, регулярная рвота вызывает увеличение слюнных желез. На их фоне лицо кажется отечным.

Другое тяжелое последствие рвотных экспериментов – обезвоживание. При этом организм теряет много питательных элементов, витаминов. Электролитный дисбаланс приводит к нарушению сократительной способности мышц, судорогам и сердечной недостаточности. Обезвоживание также провоцируется приемом чрезмерного количества мочегонных и слабительных средств, которые также вызывают сбои в работе кишечника: атонию, запоры.

Заболевание отражается практически на всех системах организма, в том числе на половой и мочевыделительной. Нарушается работа почек, а у женщин сбивается менструальный цикл. Развивается анемия, гипотония, кожа становится сухой, а волосы выпадают.

Известны случаи, когда переедание приводило к разрыву желудка.

В психологическом плане булимия способствует формированию обсессивно-компульсивного и маниакально-депрессивного расстройств. В ряде случаев наблюдаются самоповреждения и суицидальные попытки.

Что делать маме

Пожалуй, самые рациональные рекомендации, как научить ребенка жевать, дает именно Комаровский: «Дети повторяют родителей. Невозможно обучить жевать, если малыша не пускают за семейный стол и не дают посмотреть, как едят взрослые

Очень хороший способ освоить жевание: сажаем ребенка рядом во время обеда, выразительно двигаем челюстями и акцентируем его внимание на этом процессе

Научить упрямого ребенка жевать в 2 года, если он упорно отпихивает еду и даже давится ей, может только чувство голода. Когда малыш по-настоящему голоден, ему придется начать осваивать новое для него умение жевать еду. Естественно, обучение начинают с мягкой пищи, например, кусочков вареных овощей. Лучше выбрать продукты, которые ребенок с удовольствием ел раньше в виде пюре. Постепенно увеличивают количество и размер кусочков, добавляют более твердую пищу».

В дополнение к советам Комаровского приведем несколько рекомендаций логопедов, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы малыш старше года умел жевать и глотать твердую пищу:

  • отработка жевательных движений наиболее эффективна на ранее запрещенных мармеладе, зефире или пастиле. Выбирать нужно только натуральные продукты без красителей. Если ребенку поставить условие, что он получит сладость, если будет ее жевать, и показать, как это делать, он будет стараться с удвоенной силой;
  • можно рассказать, что блендер сломался или потерялся, и теперь еду будем измельчать вилкой. Возможно, малышу понадобятся сочувствие, уверение в собственных силах, обещание купить новый блендер (как-нибудь потом). Когда ребенок начал есть раздавленную пищу, степень ее измельчения понемногу уменьшаем;
  • активно общайтесь со сверстниками и детьми немного старше. Пусть малыш видит, что жевать твердую пищу умеют не только взрослые. Совместная еда — отличный стимул учиться.

Современная альтернатива мешочку из марли, в который раньше заворачивали фрукты или хлеб, — ниблер. Это пластиковая сеточка или силиконовый резервуар с дырочками, в которые кладут еду. Для удобства держания ниблер оснащен кольцом или ручкой. Это приспособление позволяет обучить малыша жевать пищу без риска подавиться. Отверстия бывают разного размера, поэтому можно подобрать подходящий ниблер ребенку с 5 месяцев до года.

Как доктор Комаровский советует учить ребенка пережевывать пищу

Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная — пластмассовая, с тупыми зубьями).

Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.

Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу?

  1. Хорошо пережёванная пища лучше усваивается организмом;
  2. Чем лучше еда пережёвана и смочена слюной, тем легче проходит процесс пищеварения;
  3. Чем тщательнее малыш жуёт, тем лучше ощущает вкус еды, что поддерживает его пищевой интерес и формирует вкусовые пристрастия;
  4. Вместе с умением жевать, ребёнок приобретает навыки глотания. Он учится определять, какой объём пищи сможет съесть за один приём и, если что-то пошло «не туда», то избавиться от лишнего количества;
  5. Тренировка челюстно-лицевых мышц способствует развитию речи. Чем больше малыш жуёт, тем лучше это сказывается на произношении им звуков и слов.

Изучите статью Как правильно кормить ребенка?>>>

Булимия в рамках анорексии

Нередко булимия развивается на фоне анорексии, когда больные, длительное время истязающие себя голодом, срываются.

Вот история девушки, наглядно демонстрирующая этот процесс. С 7 лет она активно занималась спортом, который, к слову сказать, приносил ей удовольствие и радость. Однако, в связи с учебой, она вынуждена была оставить тренировки. И как результат, к 17 годам ее тело поплыло, и она весила более 80 кг.

Решив привести себя в порядок, она занялась аэробикой. Хотела попасть в сборную, однако тренер прямым текстом сказал, что она толстая, и ей нужно худеть. Тогда она начала тренироваться 4 раза в неделю по 4 часа, и строго ограничивала себя в еде.

В сборную она не попала, но стала тренером. После этого работала в фитнес-центре. Когда ей предложили похудеть для участия в конкурсе бикини, ее тренировки стали просто паранойяльными. Она тренировалась каждый день по несколько часов, и жестко урезала свой рацион.

Даже когда ей стали делать замечания по поводу ее внешнего вида, она не унималась. Пока однажды не проснулась с температурой под 40. Впоследствии присоединился и бред. Оказался пиелонефрит. Белковая диета, которой она так усердно придерживалась, здорово ударила по почкам.

Это и стало отправной точкой в развитии булимии. За время лечения девушка опять набрала вес. Пыталась сбросить лишнее, и вдруг сорвалась. Она ела все, что попадалось ей на глаза. Такие срывы чередовались с безудержными тренировками. Совмещая их с учебой, ей удавалось спать по 3 часа в сутки.

Спортивная булимия доводила ее до такого состояния, когда она не могла встать с постели от боли в мышцах. У нее нарушился менструальный цикл. Плюс ко всему она перенесла разрыв мышц бедра.

Длительная реабилитация помогла ей восстановиться. И сейчас она рационально подходит к своему питанию и тренировкам. Ей удалось победить болезнь и взять нужный курс.

Особенности процесса глотания

Глотание представляет собой совокупность двигательных реакций. У младенца с рождения развито глотание, именующееся инфантильным. Оно позволяет малышу потреблять еду в жидком виде – в процессе сосания мышцы языка, щек и губ малыша сокращаются, создавая отрицательное давление в ротовой полости. В результате во рту начинает скапливаться молоко, и язык направляет его в глотку.

В процессе инфантильного глотания малыш кончиком языка касается губ, это является нормой для малышей первых месяцев жизни – до прорезывания зубов. С их появлением сосательный рефлекс заменяется жевательным – это заметно по поведению грудничка, который начинает тянуть в рот различные предметы и пытаться их пожевать.

На этом этапе жизни при правильном развитии младенца инфантильное глотание заменяется соматическим. В процессе такого глотания язык упирается кончиком уже не в губы, а в твердое небо, в его переднюю треть – это позволяет спинке языка двигать еду в гортань.

Но для формирования навыка соматического глотания ребенок должен получать пищу, более плотную по консистенции, чем полужидкое пюрированное детское питание. Иначе у ребенка при попытках глотания язык попадает между рядами зубов, что провоцирует привычку к неправильному прикусу. При таком варианте глотания начинают работать мышцы около рта, круговая и подбородочная, а также мышцы шеи. Это дискомфортно для малыша и заставляет его отказываться от глотания твердой пищи.

Всё должно быть вовремя: мама, научи меня жевать, я хочу кушать!

Какой-либо специальной методики не существует, ибо всё должно идти своим чередом и постепенно.

Когда начинать обучение?

Примерно в возрасте 4–6 месяцев жизни — с появлением жевательных движений и ещё до прорезывания первых зубов. Как не упустить момент? Предложите малышу выпить водички с ложечки. Когда её содержимое начинает попадать в полость рта, ребёнок готов к усвоению навыка жевания.

Если же кроха продолжает питаться молочными смесями, грудным молоком или протертой пищей, постепенно рефлекс жевания гаснет.

Вы против знакомства вашего малыша с баранками или печенками в возрасте 7–8 месяцев? Тогда лучше дождаться появления большинства зубов и учить жевать уже ими.

Не торопитесь

Начинайте с небольших порций. Если ребёнок упорно отказывается от новой консистенции прикорма, не настаивайте. Через некоторое время повторите попытку.

Твёрдая пища или специальные «тренажёры»

Пока кроха мал, можно использовать резиновый прорезыватель для зубов. Примерно с 6–8 месяцев начинайте постепенно знакомить ребёнка с твёрдыми продуктами.

Любознательность малыша — ваш помощник

Когда ребёнок пытается лизать или «откусить» деснами кусочек яблочка/печенья, не измельчайте эти продукты. Старайтесь чаще ему предлагать твёрдую пищу — пусть тренируется и учится жевать. Обязательно проследите, чтобы кроха не откусывал большие куски, иначе он может поперхнуться или подавиться.

Используйте ниблер — контейнер с закручивающимся ободком. Приспособление представляет собой ёмкость в виде сеточки или силиконовой насадки с дырочками. Поместите внутрь контейнера кусочки разрешённых по возрасту продуктов, а затем дайте в ручки ребёнку, чтобы он разминал содержимое дёснами и одновременно получал питание. Не переживайте. Такой способ абсолютно безопасен.

Будьте последовательны и настойчивы

Блендер/тёрка/мясорубка — удобные помощники для измельчения продуктов, но со временем нужно приучать кроху к твёрдой пище

Важно, чтобы переход был постепенным, а ребёнок не заметил резкой перемены консистенции своих привычных блюд. Иначе он может закапризничать или вовсе отказаться от еды. Раз за разом уменьшайте степень помола: вначале готовьте однородное пюре, потом — с включением небольших кусочков, затем — густую пищу с содержанием твердых фрагментов продуктов

Раз за разом уменьшайте степень помола: вначале готовьте однородное пюре, потом — с включением небольших кусочков, затем — густую пищу с содержанием твердых фрагментов продуктов.

Готовая баночная еда

При покупке обращайте внимание на маркировку. На этикетке с рекомендованным питанием для возраста 8–10 месяцев ищите указание на то, что в пюре содержатся «кусочки, которые учат жевать»

Не отвлекайте

Не включайте мультики или телевизор во время кормления. Если малыш сосредотачивается на процессе поглощения пищи, тогда у него лучше координируются действия рук, языка и губ.

С каких продуктов лучше начинать?

Начинать приучать кроху к употреблению твердых частиц пищи следует с мягких продуктов, которые быстро теряют целостность при попадании в рот.

Из овощей, это может быть отварная морковь, картофель, а из фруктов разрешается давать кусочки груши, банана, персиков. Также начинать учить ребенка жевать стоит с хорошо разваренного риса, мягких макарон.

Лучше предложить крохе несколько продуктов, чтобы он смог выбрать наиболее понравившиеся. Если малыш любит тыквенное пюре, то можно отварить плод, нарезать его на небольшие кусочки и дать ему. Это вызовет у крохи приятные эмоции, связанные с процессом пережевывания.

Этапы формирования рефлекса

Работа над тем, чтобы приучить малыша к твердой пище, должна вестись постепенно. Принято выделять несколько стадий.

  1. От 6 до 12 месяцев – введение в рацион малыша пюре и каш.
  2. От года до двух – активная работа над формированием жевательного рефлекса, в питание малыша должны включаться кусочки твердой пищи.
  3. После 2 лет ребенок уже должен уметь хорошо пережевывать продукты, включая мясо и фрукты, это будет говорить о том, что у него развиты жевательные мышцы и сформирован рефлекс.

Конечно, каждый малыш индивидуален, однако если к 10 месяцам ребенок не может принимать в пищу даже пюре, следует незамедлительно посетить специалиста.

Методы обучения

Как же научить ребенка жевать и глотать? Собственный положительный пример

Как вы себя ведете во время еды? Делаете ли вы это на бегу или сидите кушаете спокойно? Тщательно ли вы пережевываете пищу или глотаете целиком, как пеликан? Ради ребенка придется вам обратить внимание на себя в первую очередь, потому что ребенок вам подражает во всем. Накрывайте стол и садитесь всей семьей или только вы с малышом, в спокойной обстановке, и вместе кушайте

Научите, как надо жевать, долго, не торопясь и не набивая полный рот.

Позже, с 8 месяцев, измельчать и перетирать пищу вообще перестаньте (вернетесь к этому потом, если у вас есть интересные блюда по этой теме). Пищу разминайте вилкой, оставляя мягкие куски пищи побольше размером и небольшие немного твердые частички. К году можно уже давать малышу твердую пищу, не смешивая ее с пюре. Пюре можно давать отдельным приемом пищи.

Если ребенок вначале отказывается от твердых кусков, потому что боится подавиться (для него это новшество пока представляет опасность), положите кусочек яблока или другого фрукта в ниблер и дайте пожевать. Приспособление неплохое, если у ребенка есть реальный испуг перед твердыми кускам. Если ниблера нет, положите в марлечку.

У ребенка может быть даже рвотный рефлекс с выталкиванием кусочков изо рта. Педиатр может посоветовать вам массаж языка, покажет, как это делается. В любом случае для ребенка это все происходит впервые и это так же интересно и страшно одновременно, как учиться кататься на велосипеде, поэтому помогите ему преодолеть этот страх, превратив процесс обучения в увлекательную игру.

Придумывайте сказки, почему нужно прожевать очень хорошо то, что лежит в тарелке, устройте соревнование. Объясните ему, что взрослые жуют и если он хочет вырасти, нужно тоже научиться это делать, и тогда животик скажет спасибо, хорошо переварит еду, даст много витаминов, и ребенок будет здоровый и станет расти быстрее. Купите вкусный мармелад или зефир, если ребенку понравится их вкус, ему придется поработать челюстями.

Учите жевать вместе с теми продуктами, которые нравятся ребенку, чтобы он получал удовольствие, когда он держит их во рту и пытается учиться. А также чего не сделаешь ради своей любимой еды, скорее всего, он ради этого и жевать будет готов учиться, и все, что угодно. Не давайте большие порции, потом можно сделать добавку, если еда понравилась и процесс жевания не вызвал усталости и нежелания больше есть. Никогда не торопите малыша.

Детям с полутора лет можно давать в ручки длинные продукты, им это очень нравится, держать и самому откусывать (и, соответственно, откусив, ему придется это прожевать). Делайте артикуляционную гимнастику, которая развивает челюстно-лицевой аппарат.

Чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. При ваших регулярных и правильных действиях ваше чадо обязательно научится все делать в лучшем виде. Как ни сложно это кажется, но в конце концов все дети прекрасно осваивают этот навык.

Методика позднего приучения

Если же вы «упустили» ребенка, и даже после года он отказывается кушать пищу, состоящую из крупных кусочков, то вам следует набраться терпения, чтобы научить и приучить малыша жевать.

  1. Используйте мармелад и зефир как «приманку», кушая лакомство на виду у дитя. Ребенок, конечно, же пожелает попробовать то же, что с таким наслаждением едите вы, и начнет жевать угощение, поскольку иначе эти плотные продукты питания не проглотить. Так вы научите малыша измельчать пищу зубками.
  2. Обучение жеванию можно начать, предложив малышу новый продукт, с которым он не был еще знаком или думает, что никогда не пробовал. Так, осенью ребенку можно дать кусочек сырой тыквы, а в середине лета — сорванный с грядки помытый огурчик.
  3. Убедившись, что малыш умеет работать челюстью и успешно жует, «потеряйте» или «поломайте» блендер, «забудьте» купить в магазине готовые каши, в общем, искусственно создайте ситуацию, когда ребенок будет вынужден питаться не перемолотой едой. Если дитя будет отказываться от подобного питания — ничем его не заменяйте и не уступайте малышу. Готовьте то же блюдо, пока голодный ребенок не смирится и не станет кушать его.
  4. Еще один вариант переучить кроху — указав ребенку на его возраст, предложить самостоятельно разминать овощи в тарелке с помощью вилки. Как правило, дети очень ленятся и начинают размельчать пищу во рту.
  5. Пример других детей всегда положительно сказывается на питании. Но не нужно ждать, пока дитя пойдет в садик, где сможет увидеть, что каждый из малышей в группе жует, и научится под влиянием делать то же. Ходите по гостям, приглашайте знакомых с детьми к себе домой, и ваш «капризуля» быстро последует примеру своих сверстников.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector