Как и когда правильно учить ребенка читать?

Содержание:

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: полезные советы

1

При приобретении обучающих книжек для малышей следует обращать внимание на различные методики. Разностороннее развития поможет ребенку легче воспринимать новую информацию

2. Если родители четко решили научить своего ребенка читать, этим требуется заниматься каждый день. Даже если катастрофически не хватает времени, все равно утром или перед сном нужно постараться выделить 15-20 минут.

3. Перед тем, как давать чаду новую информацию, необходимо повторить уже пройденный материал. Это будет своеобразной зарядкой для мозга.

4

Детское внимание очень неустойчивое, уже после 20-ти минут занятий мозг переключается от упражнений на посторонние вещи. Нужно стараться уложиться в это время

5. Даже за самые маленькие достижения ребенка надо хвалить. Если для родителей это незначительно, для малыша новое умение становится настоящим достижением. Похвала чада приведет к тому, что он еще больше будет стремиться к новым для себя открытиям.

Чтобы маленький ученик легче запоминал всю полученную информацию, теорию рекомендуется совмещать с практикой. Например, родители только что разучили со своим чадом букву «А». Можно попробовать просить малыша во время прогулок или домашних дел найти эту букву вокруг себя. Это могут быть стенды, книги, надписи на магазинах и много чего другого. Такая своеобразная гимнастика позволит закрепить полученную информацию и лучше ее усвоить.

Понять, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях – это не сложно. Гораздо труднее набраться терпения и уделять упражнениям время каждый день, хотя бы по 10-15 минут. Усилия родителей не пройдут даром. Когда ребенок пойдет в первый класс, он будет гордиться, что уже умеет читать.

Полезные ссылки:

Признаки готовности

Чтобы впоследствие избежать неприятной ситуации, когда ребенок не хочет читать, а полученные им ранее знания просто забыты, следует внимательно проанализировать его поведение.

Основные признаки того, что он готов учиться, значительно помогут не допустить ошибку:

  • Речь малыша состоит из целых предложений. Он может составить связный рассказ о книге, фильме или небольшом событии.
  • Ребенок слышит и правильно распознает звуки. Для проверки попросите малыша повторить за вами слога (жа-за, за-са, ца-ча). Внимательно прислушайтесь, что он произносит.
  • Дошкольник правильно выговаривает все звуки и не нуждается в помощи логопеда.
  • Малыш отлично ориентируется в пространстве, не путает понятия «верх», «низ», «влево», «вправо».

Ребенок, отлично справляющийся со всеми перечисленными заданиями, психологически готов к обучению. Родители могут смело начинать с ним занятия.

Развиваем оперативную память

Оперативная память отвечает за запоминание каких-то сведений, необходимых на время. Если ваш ребенок читает второе слово в предложении, а первое уже не помнит, значит, этот вид памяти необходимо у него развивать.

Для совершенствования оперативной памяти малышей используйте игры. К примеру, расставьте перед ребенком несколько игрушек. Пока он закроет глаза, поменяйте их местами или добавьте еще одну игрушку. Ребенок должен ответить, что изменилось, либо вспомнить и назвать все игрушки по порядку.

Младшим школьникам помогут зрительные диктанты И.Т. Федоренко. Они представляют собой тексты из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Количество букв в предложениях возрастает от 8 до 46. Спустя 2 месяца применения данных диктантов, оперативная память ребенка развивается настолько, что он может легко запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая ранее прочитанное. Школьник быстро улавливает смысл текста, читает с интересом.

Работать с диктантами И.Т. Федоренко просто: показываем ребенку первое предложение на 5-7 секунд, школьник читает и записывает его по памяти. Далее тоже самое делаем со вторым и последующими предложениями. За 5-10 минут ребенок записывает 6 предложений.

Тексты зрительных диктантов И.Т. Федоренко можно найти во всемирной сети, и если учитель не использует их в практике, смело применяйте их сами.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: эффективная методика

Педагогами и психологами были разработаны методические правила, следуя которым родители смогу научить свое чадо быстро и уверенно читать по слогам. Главное – это соблюдать последовательность.

1. Алфавит. Первым делом малыш должен выучить буквы, одну за другой.

2

На втором этапе важно научить произносить слоги, состоящие из двух букв

3. Можно переходить к произношению слогов, состоящих из трех букв.

4. Теперь ребенок готов к тому, чтобы учиться самостоятельно соединять слоги в простые слова.

5. Последние этап – соединение слогов в сложные слова и первые пробы чтения. Родители уже на финишной прямой.

Важно! Процесс обучение должен проходить легко, без напряжения. Делать это стоит в игровой форме

Если у чада что-то не получается, ругать малыша нельзя, иначе у него пропадет тяга к познанию новой информации. Вернуть его интерес будет очень сложно, даже в школе.

Что именно читать детям?

Вовлечение ребенка в чтение начинается с совместного чтения с мамой, задолго до изучения букв. Как выбрать лучшие книги для чтения?

Мозг ребенка как чистый лист. Одновременно с этим мозг — это мощнейшая нейронная сеть, которая строится всю жизнь. Особый период — детство. Мы беспокоимся, чтобы кроха не скушал «бяку», но часто не замечаем, каким информационным полем мы его окружаем, какие книги читаем. Через чтение книг в детстве закладываются самые главные категории — добра и зла, милосердия и справедливости. Такие чувственные ощущения появляются от прочтения проверенной временем классической детской литературы.

Итак, самый важный момент — правильно подбираем книги.

Научить ребенка читать нужно вовремя

Для малышей чтение — это не только волшебный мир сказок и общения с взрослыми, но и загадочный шифр из каких-то значков. Сначала нашим крохам вообще кажется, что мы рассказываем им истории по картинкам. И только чуть позже они начинают понимать, что взрослый читает, и пока это загадка, как он это делает.

Правильно расшифровать крючки и палочки ребенку сложно. Так что прежде, чем пытаться научить ребенка читать, обязательно убедитесь, что он хорошо знает все буквы.

Это особенный момент. Ведь ребенок воспринимает все чувственно, а знаки в виде букв это пока немного абстрактные для него понятия. Сейчас много развивающих игрушек, где буквы и цифры присутствуют как бы фоном, и дети запоминают их непроизвольно. Просто взрослым нужно вовлекать детей в эти игры.

Лучше всего, чтобы ребенок уже знал буквы в возрасте 3-4 лет. При этом начинать учиться читать простые слоги можно, даже выучив всего несколько букв. Так с самого начала обучения ребенок начинает понимать, для чего нужны буквы, это дает стимул в обучении. Надо помнить, что ведущий вид деятельности в этом возрасте — игра, поэтому у занятий по обучению чтению должен быть игровой сюжет, подкрепленный наглядностью — интересными картинками. Например, читаем слог АХ — это зайчик удивляется, вытянув из земли огромную морковку; ОХ — это мишка вздыхает, ведь у него болит зуб, и т.п.

Если в 6 лет мама только очнулась, что ребенок не читает, то может начаться не учение, а мучение.

Очень важно не пропускать этапы развития ребенка. Догнать упущенное всегда сложнее

Так что учим правильно читать вовремя. У современных детей большой потенциал. Они словно рождаются с планшетом в руках и хотят научиться читать тоже гораздо раньше, чем их родители.

Последствия слишком раннего обучения

Важно понять не только то, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, но в и каком возрасте можно начинать это делать. Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был самым умным и образованным

Во всем должна быть мера. Офтальмологи и психологи выступают категорически против слишком раннего образования. Считается, что ребенок осознанно способен воспринимать информацию не ранее, чем с возраста 5-ти лет. До этого возраста любые образовательные упражнения должны быть только в игровой форме. Нельзя слишком рано нагружать детскую психику ответственностью.

Последствия слишком ранних попыток обучения:

• неврозы;

• проблемы с коммуникабельностью, замкнутость;

• нервные тики;

• заикание, беспочвенное волнение;

• навязчивый страх.

Нельзя пытаться сделать гения из своего ребенка. Гораздо важнее сохранить его психоэмоциональное состояние и воспитать достойного, коммуникабельного и уверенного в себе человека. Каждый малыш индивидуален. Одним знания даются легко, другим требуется немного больше времени. В любом случае родители не должны забывать, что это – маленький ребенок, которому, в первую очередь, нужна любовь и поддержка.

Самодельная азбука

Намного лучше, если азбуку вы сделаете с ребенком вместе. Вот где стоит проявить всю свою фантазию. Можно завести альбом, в котором каждый листок будет соответствовать определенной букве. Например, вы рисуете выученную сегодня букву «М». Малыш ее раскрашивает. Пересмотрите с ним старые журналы, открытки, ненужные каталоги в поисках картинок на нужную букву. Пусть ребенок их вырежет и самостоятельно приклеит.Очень часто родители покупают для своих детей яркие плакаты-азбуки. Первое время ребенок неплохо обучается по ним, но впоследствии, когда картинки запомнятся, интерес полностью исчезает. Малыш просто заучивает рисунки, а не буквы, к сожалению. У него вызывает большие трудности чтение — 1 класс для такого крохи станет настоящим испытанием.

Создание такой азбуки сослужит ему хорошую службу. Он сам будет подбирать картинки, а значит, точно запомнит выученную букву.

Должен ли ребенок самостоятельно делать уроки?

Фото: envato.com

Многие родители, имеющие детей школьного возраста, задумываются, нужно ли делать уроки вместе с ребенком. С одной стороны, каждый ребенок нуждается в помощи, а с другой  нужно воспитывать малышей самостоятельными.

Какую ошибку обычно совершают родители? Начиная с первых шагов делают домашнюю работу вместе с детьми, а то и даже вместо них, ссылаясь на то, что их чадо ещё слишком маленькое. Из-за этого у школьника формируется мнение о том, что не нужно делать все задания самостоятельно даже в школе. Ведь дома его ждут хорошие мама и папа, которые всё решат и всё исправят.

С течением времени ребенок растет, а мысль о том, что за все вещи несут ответственность родители, остается. И даже во взрослом возрасте ребенок будет думать, что все вопросы должен решить кто-то (родители, коллеги, вторая половинка и т.д.), а также будет легко поддаваться на манипуляции других людей.

Как не допустить такую ошибку? В первую очередь нужно понять, что домашняя работа  это ответственность малышей. Второй шаг  донести это до ребенка. Третий шаг  помочь организовать процесс выполнения уроков после школы.

Варианты игр

Вставь букву. Эта игра очень эффективна на начальном этапе чтения слов. Найдите картинки к словам, состоящим из трех букв. К примеру, дом, рот, кот, мох, душ, дым, кит, лук. Под рисунками подпишите названия, написав лишь первую и последнюю букву. Предложите средний звук ребенку добавить самостоятельно.

Составь слово. Для этой игры картинки уже не нужны. Подготовьте карточки со слогами, составляющими определенные слова. Для начала возьмите простые — «Ре-ка». Предложите малышу самостоятельно составить слово. Когда ребенок справится, усложните процедуру, теперь уже речь идет о трех слогах.

Поваренок. Напишите на листочках бумаги слова, соответствующие различным продуктам. Например, яйцо, капуста, морковь, мясо, картофель, сахар, варенье, рыба, соль. Поручите ребенку роль главного повара. Для этого наденьте на него колпак и фартук. Лучше всего играть на кухне и использовать настоящие кастрюли. Вы вместе будете «готовить обед». Сделайте пюре и компот, сварите суп и нажарьте котлеты. Для приготовления повар должен выбрать необходимый продукт и опустить в приготовленную кастрюлю. Если ребенку сложно определиться с подбором компонентов, подскажите ему, и он сам найдет нужное слово.

На этом этапе обучения уже можно предлагать специальные книги для детей. Это должны быть несложные стихи, обязательно с картинками или простенькие сказки. Лучше всего, если выбор падет на любимые малышом произведения.

Правила обучения

Независимо от выбранной методики, следует знать и обязательно учитывать основные требования, чтобы не нанести вред малышу

Для ребенка важно все. Ошибки, совершенные родителями, всегда оставляют след в душе детей

И зачастую тормозят процесс развития крохи долгие годы.

Правильно выговариваем букву. Обучая ребенка, всегда называем только звуки, например «М». Не говорим «ЭМ». Это сильно путает детей. И на ваше предложение: «Читаем по слогам» малыш со всей серьезностью прочтет «ЭМА-ЭМА» вместо долгожданного «МА-МА».

Правильно читаем. Многие слова в русском языке произносятся совсем не так, как пишутся. Взрослые люди читают орфоэпически (так как принято). Ребенок — исключительно орфографически (только так, как пишется). Именно поэтому, когда обучаем детей, следует читать «мОлОко», а не «мАлАко». А если это просто вечерняя сказка на ночь, то можно произносить слова обычным способом.

Делим по складам. Наступает время, когда малыш начинает пытаться читать. Очень усложняют и замедляют такой процесс трудные слоги. В этом случае их можно разделить на склады, отметив легонько карандашом такое разделение. И вместо сложного, состоящего из одного слога, слова «лось» ребенок легко прочтет два легких «ло/сь».

Не привязываемся к алфавиту. Начинать изучение букв нужно, исходя из частоты употребления. Таким образом, сначала запоминаем те, из которых малыш сможет составить знакомые ему слова – свое имя, любимую игрушку, имена родителей.

Обучаем в игре. Чтобы не вызвать у дошкольника отвращения не только к чтению, но и к познанию нового, обязательно включайте в процесс ваших занятий разнообразные игры.

Ограничиваем время. Во время занятий с ребенком следует не забывать, что малыш должен читать не более пяти–десяти минут. Заставляя его сидеть за азбукой по полчаса, вы не приучаете малыша к школьным урокам — вы полностью отбиваете охоту учиться. Ведь любое занятие первоклашек состоит из постоянной смены деятельности, а не 30-минутного чтения.

Главный принцип – «не навреди». Если во время ваших занятий малыш приобретет стойкую нелюбовь к учебе, переучить его будет практически невозможно. Лучше прочитать меньше, чем вообще возненавидеть это занятие. И каждый раз, когда запланированный объем не был изучен ребенком, обязательно скажите себе: «Мы только УЧИМСЯ читать!» Для детей иногда и несколько предложений могут принести больше пользы и информативности, чем неинтересный, проработанный под нажимом текст.

Скорость чтения

О том факте, что в школе проверяют скорость чтения, знают все. Зачастую именно этот результат влияет на оценку. Очень неприятно, что при проверке абсолютно не учитывается скорость мыслительного процесса, физиологическая возможность проговаривания слов. Эти способности для каждого ребенка очень индивидуальны, а влияние их на скорость очевидно. Можно помочь малышу повысить результаты, однако следует не забывать, что техника чтения не должна улучшаться за счет ухудшения понимания содержания.

Очень полезно многократно прорабатывать один и тот же текст. Установите определенное время и предложите ребенку изучить написанное. По истечении времени поставьте пометку над словом, на котором чтение было прервано. Ту же процедуру повторите во второй раз. Обязательно отметьте, что малыш прочитал уже несколько больше. Суть этого метода заключена в том, что юное дарование, зная слово, смотрит на графическое изображение, соотнося увиденные буквы с произнесенными звуками. Этот прием напрямую улучшает технику чтения. К тому же малыш замечает свои успехи, а значит, будет стараться еще больше.

Для тренировок скорости чтения отлично подходит различная литература для детей. Большое преимущество заключается в их разнообразности. Иногда у ребенка возникают трудности при переходах на другие шрифты. Поэтому упражняйтесь на самых разных детских книгах.

Детей можно научить читать быстро и в домашних условиях, но нужны особые подходы

Самое большое желание у малыша — расти и развиваться. Так задано от природы. Желание читать у ребенка такого же порядка. Он хочет, чтобы его научили читать, — если это не так, значит, где-то уже была допущена ошибка.

Очень важно правильно понимать индивидуальные психологические особенности малыша. Например, дети со зрительным, звуковым и анальным вектором — это самые читающие дети

Но ваш ребенок может быть с другими векторами, например с кожным, что не дает усидчивости. Как тогда быть, как правильно научить ребенка читать, если он непоседа?

Подвижного, как юла, малыша с кожным вектором тоже можно научить читать, просто делать это нужно несколько иначе. Не требовать от него усидчивости, а вовлекать через игру. Это могут быть даже игры на движение (бег, прыжки) по лесенкам с буквами, можно искать спрятанные в комнате буквы из магнитной азбуки и выкладывать из них слоги и простые слова. В самом начале можно использовать современные методические разработки — специальные пособия по обучению чтению. Или вот такие способы вовлечения:

«О! чтение))) расскажу вам быстро свою стори а-ля книги! Мне очень нравились книги с картинками. И как-то раз мне купили книгу про то, как зимовали животные. Там были не просто картинки, а полувырезанные фигурки. И шевелить их можно было. Так меня зацепило, что из-за всей этой динамики я просила читать мне эту книгу постоянно. В энный раз бабушка читала мне эту книгу, отдельные отрывки я умудрилась запомнить. И однажды решила «почитать» я бабушке)))) открывала на любой странице и проговаривала те отрывки, которые удалось запомнить. Типа читала))))) А потом они стали заниматься со мной. Учили читать слоги. Вовлекли меня этими «шевелящимися» книжками. Говорят, что в 4 года я уже читала.»

(из обсуждений на форуме 1 уровня)

Не огорчайтесь, если у крохи не получается сразу правильно читать. Помогите ему справиться с этой задачей, соединять буквы в слоги, а слоги в слова. А для малышей это часто абракадабра.

«Я поделюсь своими ощущениями, как это было, когда мама учила меня маленькую читать. У нас была большая бумажная азбука и всякие рисунки с буквами. И это было настоящее испытание для меня, потому что мама хотела, чтобы я отвечала ей безукоризненно, а я совершенно не понимала тогда, ну зачем мне эти буквы, когда столько интересного вокруг. И каждый раз я недоумевала, ну почему надо ругаться на меня из-за этих крючочков и палочек? Ведь ничего не случилось, ну правда! Если, например, я неправильно называла ей букву или долго думала над зашифрованным словом. И эти занятия с мамой были настоящей каторгой для меня.»

(из обсуждений на форуме 1 уровня)

Совместное чтение книги

Когда освоение грамоты по кубикам будет позади, можно переходить к совместному чтению книг. Самое главное, чтобы выбранная книжка было яркой, имела много картинок и крупные буквы, которые позволят маленькому чаду не напрягать глаза.

Очень важно на первом этапе попросить малыша, чтобы он постарался самостоятельно найти знакомые слоги «ма», «па», «ба» и другие. Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей

Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку

Читайте вместе, так детям намного интереснее и они чувствуют поддержку своих родителей. Чтобы малыш не терял строчку, надо научить его следить за ней пальчиком. Так родители увидят, правильно ли читает их чадо и в случае необходимости исправят ошибку.

Важно! Приобретать надо книжки с разным шрифтом. Случается, что ребенок может не узнать букву, если она написана по-другому

Очень важно научить его распознавать буквы в разных шрифтах и не откладывать это.

Читаем по слогам

Когда ребенок выучит всю азбуку, придет пора двигаться дальше — начинать соединять буквы в слоги. Такой процесс всегда вызывает у детей определенные трудности. Как объяснить малышу соединение букв, вы можете придумать самостоятельно или воспользоваться следующей методикой.

Заготовьте карточки с написанными на них литерами. Покажите ребенку согласный звук и предложите его немного протянуть, а затем продемонстрируйте другой – гласный, назвав который ребенок очень протяжно прочитает свой первый слог.

Например, вы показали «С», а затем сменили его на «О». Что прочтет ребенок? «Сссооо». У некоторых детей даже столь наглядная азбука может вызывать трудности. Это не значит, что малыш глупее, просто у него другая форма восприятия. В этом случае сами читаем детям. 5-6 лет – это возраст, когда дошкольник готов, как губка, впитывать информацию. Продемонстрировав один раз, как произносится слог, вы сами удивитесь, как быстро он усвоит методику и какие отличные результаты покажет.

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: соединяем буквы в слоги

Слог состоит из согласных и гласных звуков. Первоначально малыш должен научиться произносить именно гласные. Их не так много, поэтому ребенку будет легче. После этого можно переходить к согласным. Начинается обучения с самых распространенных звуков – это «м», «п», «б».

Родителям нельзя при обучении соединять согласные с призвуками. Например, нельзя говорить «пэ», нужно произносить «п». Пусть ребенок скажет именно «п», потом добавит гласную «а» и получится уже слог – «па».

Огромным удовольствием для малыша будет, когда он самостоятельно сможет собрать из кубиков свое первое слово – «мама» или «папа».

Зачем задаются домашние задания

Немало людей – как школьников, так и их родителей – интересуются этим вопросом. Ведь домашние задания обычно не содержат нового материала, а направлены на закрепление пройденного на уроке. Но в этом и заключается их смысл: тема школьного занятия может быстро «выветриться» из памяти, особенно если она показалась ребёнку нудной и не соответствует его интересам и увлечениям. Дома, в принципиально иной обстановке, ученик должен снова вернуться к пройденной теме, в этом случае закрепляется произвольное запоминание.

Но значение домашних заданий не только в этом. По крайней мере, в начальных классах домашнее задание – это единственный вид работы, который ребёнок обязан делать самостоятельно. За эту работу он несёт ответственность. Поэтому задание уроков на дом – это отличный способ развить данные качества личности – самостоятельность и ответственность. Уроки нужно делать даже в том случае, если школьник хорошо понял тему на занятии в школе. В домашнем задании больший упор делается на практическую часть, поэтому для ребёнка это способ проверить усвоенную тему «в деле».

Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.

Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон. Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно. А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.

Когда нужно делать домашнее задание

Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга

Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время. А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.

Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.

Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?

Большинство педагогов и психологов уверено, что нельзя, он должен выполнять задание в том темпе, в каком ему удобно. Спешка принесёт только вред: уроки либо будут сделаны не полностью, либо неправильно, либо неаккуратно. Понятие «быстро» для такого возраста – весьма тонкое и растяжимое, по-настоящему быстро ребёнок научится делать уроки только в более старших классах.

Но справедливо и то, что чрезмерно затягивать выполнение уроков не нужно, в этом случае ребёнок устанет и будет только делать вид, что работает над заданием. Ограничение времени должно производиться, так сказать, естественным образом: для первой смены ограничивающий фактор – вечер, когда нужно готовиться ко сну; для второй смены – отправка в школу. Однако ребёнок, если он не устал, и сам стремится поскорее расправиться с уроками, чтобы пойти гулять. Долгожданная свобода и интересные занятия – хороший стимул к быстрой работе.

Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.

Работа над уроками дома, с точки зрения ученика, сильно отличается от школьных занятий. Можно не торопиться, подольше отдохнуть, приступить к делу тогда, когда удобно; мама не будет ругать за двойки и ошибки, можно заглядывать в учебник и даже в «решебник» — дома это не возбраняется. С одной стороны, это положительный фактор, но с другой – отрицательный: меньшая строгость по сравнению со школьными занятиями приведёт к снижению ответственности и самоконтроля. Ребёнок начнёт есть за работой, смотреть телевизор, слушать музыку, а всё это будет отвлекать. В результате он засидится за столом и не сможет выполнить другие важные дела, а также отдохнуть. Поэтому домашнюю работу родители должны контролировать.

Как заинтересовать ребенка и научить читать:

Как правильно создавать нехватку?

  • Читать интересную книжку не каждый день, а раз пять в неделю, не по расписанию, а случайно, мол, не получается сегодня. Причем читать так, что чуть ли не спектакль разыгрывать! Нет никакого толку в чтении заскучавшего папы или безмерно уставшей мамы. В ожидании совместного чтения у ребенка будет возникать мысль, что, если бы он умел читать сам, не нужно было бы пропускать тот день, когда мама не может, и попросит сам научить его читать.

  • Если не возникает такой мысли, то постепенно, мягко наводить его на эту мысль. Например, сказать при нем папе (не явно, а так, чтобы было подслушано), что «представляешь, дочка у тети Маши уже читает сама». И тогда ребенок будет понимать, что есть дети, которые умеют читать, и что он тоже мог бы научиться.

  • Когда ребенок сам попросил научить его читать, не делайте это сразу, скажите, что вот «в эти дни не могу , потому что… давай в воскресенье!». А потом напоминайте ему, мол, «представляешь, всего три дня осталось, и мы будем учиться читать». Потом два, потом уже завтра! Создавайте нетерпение, предвкушение.

  • По-хорошему — зрительного малыша можно за один день научить читать — максимум за два. Конечно, ребенок не сумеет сразу читать быстро и без ошибок, но навык правильного чтения — быстрого и осмысленного — отрабатывается уже в ходе практики, когда ребенок читает сам!

  • Необходимо очень внимательно и вдумчиво подбирать книги для первого самостоятельного чтения ребенка. Значение имеют и объем текста, и сюжет, и чувственное наполнение. Конечно, все эти составляющие правильно усложнять постепенно.

  • Просите ребенка пересказать историю, которую он прочитал, — маме, бабушке, младшему братику, друзьям во дворе. В этом случае ребенок сможет ощутить себя обладателем уникальной информации, побыть в центре всеобщего внимания и потренироваться в проявлении артистизма.

  • Поступление в школу может стать прекрасным мотивом для обучения чтению! К 1-му классу ребенок должен читать бегло, правильно и понимать 80 % из прочитанного.

Читая ребенку и предлагая ему книги для самостоятельного чтения, важно максимально пропитать ребенка классической литературой, задать это направление намного легче до 6 лет. Потом начнется школа, новое окружение, и если не дать ему самое главное до этого, потом может нахвататься, чего не следует

И вот почему…

Судьба ребенка зависит от навыков чтения

Научить ребенка читать это не просто требования современного мира — это судьбоносный для него навык. Ведь погружая ребенка в чудесный мир литературы, добрых и злых героев, правильно подобранные книги учат на чувственном уровне отличать добро и зло. Классическая литература — это лучшее, что мы можем дать ребенку. В 6 лет у него появится своя свобода выбора в школе — с кем сидеть, с кем дружить в школе. Он выберет себе лучших друзей, будет тянуться к тем, кто более развит.

И когда ребенок впервые попадает в новое окружение в школе, он уже имеет прививку от плохой судьбы. У него всегда есть «запасная дверь в Нарнию»: через чтение окружить себя самыми умными, благородными, честными и храбрыми людьми.

«Помню гордость за своего сына-первоклассника, когда директор привел его к лучшей в школе учительнице и сказал: «Ты посмотри, кого я к тебе привел, как он читает!!!!» А перед этим проверял в кабинете: что бы дать ребенку почитать… У него лежала газета на столе. Я говорю: «Да хоть что, вот эту газету можно». Удивился, как сынишка бегло, правильно прочел ему несколько абзацев… и бегом повел нас в лучший класс к лучшей учительнице в школе… Мы даже не просились.»

(из обсуждений на форуме 1 уровня)

В домашних хлопотах и заботах трудно найти время, чтобы научить ребенка читать правильно, и мы отдаем его в центры развития. Но маме следует иметь в виду, что в этом случае у ребенка возникнет чувственная связь с преподавателем, а не с мамой — так было у Александра Сергеевича Пушкина с няней Ариной Родионовной.

Если время упущено и ребенок не получил к 6 годам опыта совместного чтения в семье и самостоятельного прочтения книг, то зачастую не он будет выбирать окружение, а они его. То есть будет часто возникать ситуация «куда ветер, туда и листочки»: ребенок будет гораздо более подвержен влиянию других, и не всегда это влияние будет хорошим. Так происходит, когда у ребенка нет нравственного стрежня, нет ориентиров. А формируется это в домашних условиях и только через правильно подобранную классическую литературу.

Результаты участников тренинга просто поражают:

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях и когда можно начинать обучение

Научить ребенка самостоятельно читать слова по слогам не так трудно, как кажется. Домашняя обстановка для него комфортная, чадо чувствует себя увереннее. Сейчас в книжных магазинах можно найти огромное количество всевозможных методических пособий и книжек для малышей, по которым можно освоить базовые знания.

Конечно, начинать нужно именно с алфавита. Для запоминания букв также есть свои методики. Большим спросом пользуются шершавые буквы Монтессори и кубики Зайцева. Если они не интересны ребенку, можно подобрать что-то другое, выбор огромен. Возможно, что малыш восприимчив к музыке и лучше всего запомнить алфавит у него получится с музыкальными досками или другими игрушками.

Подходящий возраст

Современная система образования нацелена на полноценное обучение детей с 6 лет. Это возраст, когда ребенок многое умеет и понимает, может самостоятельно ухаживать за собой. К этому времени возрастает активное восприятие дошкольником новых знаний, что прямо свидетельствует о готовности к обучению.

Последние исследования в области психологии и педагогики подтвердили интересное предположение – малыш готов получать знания с трех лет. Конечно, нельзя не согласиться с возмущенным вопросом родителей: «Можно ли вообще и как научиться читать в таком возрасте?» Ведь он, действительно, кажется крохой. Авторы утверждают, что ответ на вопрос заключен в особенностях развития малыша, и рекомендуют начинать обучение на этапе познания ребенком мира и заявления своего «Я».

Однако помните, что все дошкольники, а также их способности, очень индивидуальны. Поэтому «гнаться» за чужими детьми не стоит. Понаблюдайте за крохой, и если он готов к обучению, только тогда начинайте разбирать с ним азы грамоты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector