Графические диктанты

Содержание:

Графический диктант ОНЛАЙН

Для тех, кому не терпится уже начать рисовать под диктовку, представляю графический диктант, который можно выполнить прямо на этой страничке.

Начальная точка, от которой пойдёт рисунок, уже задана. Ваша задача: внимательно смотреть на задание со стрелочками и цифрами и чертить линии строго по этим рекомендациям.

Если стрелка смотрит вверх, то и откладывать нужное количество клеток нужно в этом направлении. И в другие стороны соответственно указателям.

Если рисунок будет выполнен правильно, то в конце вас ждёт картинка, нарисованная по схеме.

Наупражнявшись с диктантами, вы можете порисовать по клеточкам свои рисунки.

Те, кому интересно узнать про эту технику рисования, а вернее, про графический диктант: что это и «с чем его едят», добро пожаловать дальше за приятное чтиво.

Простые графические диктанты для дошкольников

Для проведения графического диктанта нужно подготовить рабочую тетрадь для ребенка. Тетрадь должна быть в клеточку. В продаже есть тетради в крупную и мелкую клетку. Пятилеткам лучше предложить работать с крупными клеточками.

Для работы детям также понадобятся стирательная резинка, цветные карандаши, линейка для проведения линий. Педагог должен позаботиться о четких картинках с образцами. Далее, следуя инструкциям педагога, ребенок может выполнять графический диктант. Чтобы детям было интереснее, можно придумать сказку, по сюжету которой нужно расколдовать спрятавшиеся картинки. И дети – маленькие волшебники, которые могут создать чудо-изображение с помощью обычных клеточек и линий.

Простые графические диктанты по клеточкам – это часто изображения животных.

Особенности проведения занятий

Прежде чем начинать упражнение, рекомендуется удалить с парты или стола все предметы, оставив лишь те, которые потребуются: простой карандаш и ластик, тетрадь в крупную клетку, образец рисунка для самостоятельной работы.

У ребенка, приступающего к выполнению задания, должны быть развиты такие навыки:

  1. Свободное ориентирование на листе бумаги, различие понятий «вправо – влево», «вверх – вниз».
  2. Счет до 10 либо умение считать до той цифры, которая обозначает наибольшее количество клеток.
  3. Уверенный захват карандаша, умение провести относительно прямую линию в любом направлении.

Рисунок нужно выполнять на пустом листе. Начальная точка, от которой кроха будет продолжать движение, должна быть поставлена взрослым. Потребуется объяснить малышу, что цифры в упражнении обозначают число клеток, на которые производится перемещение линии. Если в упражнении имеются стрелочки, поясните, что перемещение линий должно происходить по ним. Также следует объяснить ребенку, что лежащие наискосок стрелки, обозначают проведение линии из одного угла клеточки в другой. Покажите это действие на примере.

Польза математических диктантов

Математический диктант — популярная форма контроля знаний, активно применяемая школьными учителями математики. Суть этого явления состоит в том, что педагог задаёт вопрос (в устной или письменной форме), а ученики должны записывать краткие ответы. Дошкольнику можно предложить выполнять задания диктанта наглядно:

  • переставить местами кубики;
  • добавить/убрать названное количество пуговиц;
  • сравнить представленные группы объектов;
  • сгруппировать определённым образом представленные объекты.

Для классификации математических диктантов можно использовать разные критерии. Чаще всего математические диктанты делят на группы в соответствии с теми задачами, которые они решают:

  • усвоение математической терминологии;
  • тренировка устного счёта;
  • логические вопросы.

Смешивать разные виды математических диктантов не рекомендуется, хотя считается допустимым. Главное при составлении задания — его адаптация к уровню знаний конкретного малыша (или группы детей, если речь идёт о математике в детском саду).

Математический диктант отлично тренирует способности ребёнка к концентрации внимания. Чтобы успешно справиться с заданием, малышу требуется проявить значительные усилия воли:

  • внимательно прослушать задание;
  • достаточно быстро, без подсказки (желательно!) сообразить, что нужно сделать;
  • записать свой ответ (выполнить задание).

К пользе математических диктантов следует также отнести развитие грамотной математической речи:

  • ребёнок слушает правильное чтение математических выражений;
  • обогащает тематический лексический словарь;
  • закрепляет названия арифметических действий и геометрических фигур.

Чтобы не вызвать переутомления и не допустить потери интереса к такому виду деятельности, следите за состоянием вашего подопечного. Продолжительность математического диктанта в среднем составляет 7 минут. Конечно, если в вашей семье растёт юный математик, который с удовольствием выполняет все задания, вы можете позаниматься дольше рекомендованного времени

Но никакого принуждения! Это важно, друзья.

Как организовать математический диктант для дошкольника

Вопросы диктанта должны быть связаны между собой. Читайте их медленно. Слова произносите чётко. Следите, чтобы ребёнок был собранным и слушал вас внимательно.
Каждый вопрос зачитывайте три раза. Сначала малыш должен услышать вопрос полностью. Дайте несколько секунд на обдумывание. Прочитайте второй раз — ребёнок должен записать ответ (выполнить задание). Во время третьего прочтения маленький математик может проверить правильность своего решения.
Не комментируйте ответы ребёнка, пока не прочитаете весь диктант целиком. Все обсуждения и анализ проводятся в конце задания. Впрочем, вы можете отступить от этого правила, если малыш проявляет беспокойство. Но старайтесь к концу старшего дошкольного возраста приучить ребёнка действовать по установленным правилам, ведь именно так будут проходить математические диктанты в 1 классе.
Не стремитесь любой ценой выполнить все задания подготовленного математического диктанта

Если ребёнок устал, переключите его внимание на другой вид деятельности, а к диктанту можно будет вернуться в следующий раз.
Для успешного выполнения традиционного математического диктанта требуется хорошо воспринимать информацию на слух. Если у вашего малыша есть проблемы со слуховой памятью, вы можете подготовить карточки, отражающие ваши вопросы

Постепенно объем графически представленных вопросов должен снижаться в пользу устной формы.

Польза рисования по клеточкам для детей

При выполнении графического диктанта ребёнок учится быть более внимательным и лучше ориентироваться в пространстве, ведь даже длительное время практикуясь в выполнении такого задания, довольно легко допустить промахи, в результате чего картинка не получится. 

На клетчатом листе в блокноте или тетради дети начинают рисовать всякие линии, пока не научатся их правильно соединять.

Ещё одним преимуществом выполнения таких диктантов становится то, что ребёнок тренирует навыки счёта. Различные возрастные группы детей должны выполнять совершенно разные по сложности задания, однако эти самые клетчатые рисунки можно подобрать абсолютно для любого возраста.

Графический диктант или математический?

Графический и математический диктант часто представляют как одно и то же. Но я не совсем с этим согласна. Хотя в математическом диктанте могут быть предложены те же задания, что и в графическом, но это лишь один из видов математического диктанта.

Сам же математический диктант может быть и не связан с начертанием линий по клеткам.

Всё же графический диктант выполняется всегда на листе в клеточку. Педагоги придумывают различные варианты диктантов на клетках, чтобы использовать их в разных целях.

Это и диагностика уровней развития, например, усидчивости, внимания, мелкой моторики рук и т.п.; это и развивающие упражнения для формирования данных личностных качеств детей, начиная от дошкольного возраста.

Последние годы разрабатываются целые серии графических диктантов. Их выпускают целыми сборниками. По большей части такие специальные тетради способствуют дошкольникам в процессе их подготовки к образовательной деятельности.

Ход образовательной деятельности:

1.Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться на экскурсию по городу. Сейчас какое время года? (зима). Какую одежду нужно одеть? (зимнюю, нужно одеть зимнюю одежду).

Ответы детей: — Мы одеваем зимние штанишки, зимнюю куртку, зимнюю шапку и т. д. Все оделись. А на каком транспорте мы поедем, вы узнаете,если отгадаете загадку:

Дом по улице идёт,

на работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

а в резиновых сапожках.

(Автобус).

Выставляется картинка автобуса.

2. Он не двигается! Давайте найдём и устраним поломку. Это можно сделать, если правильно расставить фигуры. Дидактическая игра «Найди недостающую фигуру.

3. Казалось бы можно ехать дальше, но впереди дорога завалена снежными комьями. Приглашаю детей к доске с силуэтами снежных комьев.

— Чтобы тронуться с места, надо их разобрать (по очереди к каждому ребенку):

— Возьми ком с цифрой, обозначающей число, стоящее после числа пять (шесть).

— Возьми ком с цифрой обозначающее число, стоящее перед числом четыре (три).

— Возьми ком с цифрой обозначающей число, стоящее между числами семь и девять (восемь).

— Возьми ком с цифрой обозначающей число, стоящее после числа один (два).

— Возьми ком с цифрой обозначающей число, стоящее перед числом десять (девять).

— Возьми ком с цифрой обозначающей число, стоящее между числами четыре и шесть (пять).

— Возьми ком с цифрой обозначающей число, стоящее между числами четыре и шесть (пять).

— Возьми ком с цифрой обозначающей число, которое стоит после трех (четыре).

Дети выполняют задания:

— Дорога расчищена. Едем дальше.

4. Выехали мы из города. А вот и остановка «Лес». Выходим из автобуса. Идём тихо, чтобы не спугнуть зверей и птиц, перешагиваем через пни, раздвигаем ветки. Проводится физкультминутка

Руки подняли и помахали

– Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает иней.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут — покажем:

Крылья сложили назад.

5. — Молодцы! Нам пора отправляться в детский сад. Садимся в автобус. В путь. Вот и наш детский сад.

— Ой-ой, двери в автобусе не открываются. Открыть сможем, если найдём ключ. Для этого нам надо совершить «путешествие по клеточкам».

Дидактическая игра «Математический диктант»:

Воспитатель раздаёт детям листы бумаги в клетку и диктует, сколько клеток и в какую сторону нужно «проехать», чтобы найти ключ. Дети выполняют задание с помощью фломастера.

— Пять клеток вверх, два направо, два вниз, шесть вправо, три вверх, четыре вниз, девять влево, два вниз, два налево. Вот он ключ! Откроем двери и выйдем. Наше путешествие закончилось.

6. Ребята, скажите, что вам запомнилось из путешествия.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости придет сказочный герой. А кто, догадайтесь сами.

Их приглашают вместе с Геной

На день рожденья непременно

И любит каждую букашку

Забавный добрый….(чебурашка)

Чебурашка мне рассказал, что Гена ушел на работу, а Чебурашке оставил задания по математике. И если Чебурашка их выполнит, то его ждет подарок. Но Чебурашка в школу не ходит, и справиться с заданиями не может. Просит вас ему помочь! Согласны?

Тогда доставай первое задание!

1. Треугольник

Как называется эта фигура?

Сколько у него сторон? А углов?

«Найди лишнее»

По какому признаку вы определили, это лишнее?

2. Круг

Сколько сторон у круга?

«Разложи фигуры»

Положите перед собой 2 полоски. Они одинаковые или нет?

Чем они отличаются? (цветом, и длиной)

На красную полоску положите 6 квадратов.

Найдите цифру, которая соответствует количеству квадратов. (6)

На синюю полоску положите столько же кругов.

Сколько кругов вы возьмете? (6)

Добавьте к кругам еще один.

Сколько сейчас стало кругов. (7)

Найдите цифру, которая соответствует количеству кругов. (7)

Чего стало больше кругов или квадратов? (кругов)

На сколько? (на 1)

Что надо сделать, чтобы кругов и квадратов было поровну (убрать круг или добавить квадрат)

Сделайте, чтобы фигур стало по 7.

3. Квадрат

Сколько сторон у квадраты? Какие они?

Игра «Молчанка»

Перед этим заданием нам надо надеть думательный колпак. Приготовьте ушки и ручки

1. Я задумала число.

Оно больше 6 и меньше 8

2. 4 спелых груши на веточке качались.

2 груши снял Павлуша.

А сколько груш осталось?

3. Сколько ушей у трех мышей?

4. Какое число следует за числом 4?

5. 5 ворон на крышу сели

2 еще к ним прилетели

Отвечайте быстро смело

Сколько всех их прилетело?

6. Из коробки торчат 6 ушек. Сколько там котят?

7. Маша слепила 4 куличика, а Лена на 1 больше. Сколько куличиков слепила Лена?

Физминутка

Сколько сделаю хлопков, столько сделайте прыжков.

Сколько я ногою топну, столько ты руками хлопни.

Сколько я хлопну, столько присядьте.

Сколько я хлопну, столько погладьте по головке.

4. Прямоугольник

Сколько у него сторон? А углов? Одинаковые стороны? А какие стороны одинаковые?

«Графический диктант» Если вы правильно его напишите, то увидите, что Гена подарит Чебурашке.

Положите ладошки на парту. (кулачок, ребро, ладошка 3 раза,

А теперь по-другому, ладошка, кулачок, ребро)

Поднимите правую руку, коснитесь ей левого глаза.

Поднимите левую руку, дотроньтесь ей правого уха.

(Графический диктант «Паровоз»

5. Овал

Вспомни те сказку: Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко

Что же это? (репка)

Кто первый пришел за репкой? Поставь.

Кто следующий? Поставь

Дальше?

Сколько зверей помогали тянуть репку? (3)

А почему вы не назвали бабку, дедку и внучку? (они люди)

Назовите, кто пришел пятый по чету. (кошка)

Каким по счету пришла внучка(3)

Кто пришел шестым? (мышка)

Каким по счету пришла Жучка? (4)

Итог :

Как вы помогали Чебурашке?

Вы справились с заданиями?

Сравнивали количество фигур?

Искали лишнюю фигуру?

Задачки решали?

Графический диктант писали?

А что самое сложное было?

Графические диктанты — Графический диктант как средство формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Графический диктант как средство формирования графо-моторных навыков…»
С момента как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штриховки и каракулей. « Рука – вышедший наружу мозг», — писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с использованием графического диктанта (готовим руку к письму)
Задачи: 1.Упражнять в количественном и порядковым счете, пространственной ориентировки и ориентировки на листе бумаги. 2.Закрепить знания о последовательности дней недели, времен года, месяцев года. 3.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета. Упражнять в умении…

Конспект занятия по ФЭМП «Зонтики». Ориентировка на листе бумаги, графический диктант. Старшая группа
Цель: Продолжать работу по развитию ориентации на листе бумаги в клетку (актуализировать пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево) Задачи: Образовательные: — Учить проводить прямые линий определённой длины в заданном направлении; — Продолжать работу по развитию…

Конспект НОД по ФЭМП «Графический диктант «Цветочек»
Конспект НОД по ФЭМП «Графический диктант «Цветочек». Цель: Формирование глазомера, зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений;…

Графические диктанты — Дистанционный графический аудио-диктант «Инопланетянин»

Статья «Дистанционный графический аудио-диктант…»
Дистанционный графический аудио-диктант «Инопланетянин». Графический аудио-диктант создан в соавторстве воспитателей ГБОУ Школа 1279 «Эврика» г. Москва: Прохорова Ольга Анатольевна Перминова Юлия Викторовна Цель: Взаимодействие педагога и детей между собой на расстоянии,…

Графические диктанты для дошкольников — путь к успеху на школьных уроках
Ребята нашей группы увлеченно выполняют задания по написанию графических диктантов. Графический диктант по клеточкам — развивающая игра для старших дошкольников, учит ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти….

Консультация «Выполняем графический диктант»
Графический диктант — это необычное дидактическое упражнение. Оно не требует от ребенка глубоких знаний. Это деятельность, в процессе которой ребенок рисует линии на листе бумаги в клетку и в результате получает картинку. Делать это не сложно. Ребенок должен внимательно слушать…

Методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант»
Цель: Развитие мелкой моторики, пространственной ориентации и понимания словесных инструкций Материал: листочек в клетку, карандаш Как выполнять графический диктант (Правила рисования по клеточкам. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах: 1. Ребенку предлагают…

Страницы:

Правила выполнения

Графические диктанты, во время которых нужно нарисовать геометрический орнамент, лучше использовать на математических уроках, например в 1 классе. Выполнение связано с системой координат, счетом, геометрическими фигурами. Методика проведения состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовьте для ученика лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.
  2. Поставьте точку на ученическом листке. Это будет начало отсчета. Или попросите дошкольника сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.
  3. Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.
  4. Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.
  5. Учитель диктует условия работы поэтапно.

На готовом листе для педагога есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.

Педагог проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертят дошкольники. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.

  1. После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы об уроке, стараниях дошкольников.

    Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения и хорошо выполненное задание.

Способы выполнения графических диктантов

Среди самых успешных методик проведения графического диктанта выделят три. Они не только активизируют работу «серых клеточек» будущего ученика, но и воспитывают такие качества как слуховая и зрительная внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Выполнение диктанта на слух по клеточкам

Слуховой вариант выполнения графического диктанта считается одним из сложных

Ребенку важно уяснить устную инструкцию и перенести указания на бумагу. При этом ребенок должен уже владеть такими понятиями:

  • вверх;
  • вниз;
  • вправо;
  • влево;
  • горизонтальная линия;
  • вертикальная линия;
  • наклонная линия;
  • один шаг – это одна клеточка.

Работа требует концентрации внимания ребенка. Любое отвлечение может отрицательно сказаться на результате.

По просьбе педагога ребенок начинает работать от стартовой точки. Она уже может быть обозначена на листе бумаги. Или ребенок рисует ее самостоятельно, следуя указаниям педагога. Педагог говорит шаги, ребенок выполняет. Все задания звучат отчетливо, понятно, спокойно. На выполнение каждого шага ребенку дается время. Что это получится: транспорт, растение? А может быть, животное: кошка или собака? Ребенок еще не знает наверняка, но когда половина шагов пройдена, уже появляются очертания, и маленький мыслитель начинает «узнавать» будущую картинку. Тем радостнее становится на душе, если догадки подтвердятся.

После графического диктанта картинка, изображенная ребенком, и образец сравниваются.

Рисование по образцу: картинки

Это задание потребует внимания к деталям.

Чтобы получились картинки-близнецы, нужно чтобы ребенок понял расположение изображения на листе в клеточку, сосчитал шаги, понял, в каком направлении идут линии. Перед ребенком на столе лежат два листа. На первом – готовый рисунок. Второй лист еще ждет изображения. Ребенок, вглядываясь в изображение на образце, должен перенести его на свой лист. Без внимательности задание не выполнить. К примеру, образец – динозавр. Здесь предполагается множество действий и движений карандашом, много шагов с подсчитыванием клеточек. Работа кропотливая, требующая предельного зрительного внимания. Зато, когда графический диктант пройден, у ребенка появляется чувство гордости за хорошо выполненное задание.

Дорисуй половину

По сути, ребенку нужно закончить картинку, у которой одна половина уже есть. Ребенок должен соблюсти правила симметрии, чтобы изображение не получилось кособоким. Такой графический диктант позволяет развивать мыслительные способности ребенка, умение ориентироваться на бумажной плоскости, внимательность к деталям.

Дорисовать половину картинки у детей получается легче и проще, чем пройти графический диктант на слух. Поэтому рекомендуется такую работу предлагать детям среднего дошкольного возраста, причем схемы должны быть легкими. Зайчик, домик, бабочка, корабль – схемы могут быть разнообразными. Можно, учитывая психологические особенности гендерных типов, предлагать конкретные рисунки мальчикам (танк, ракета, машина) и девочкам (кукла, цветок). Подстегивать выполнение работы, какой бы легкой не казалась она взрослому, недопустимо. Ребенок работает в своем нужном ему темпе, временной стресс ему только повредит.

Все эти методики помогают ребенку сподручнее обращаться с карандашом, освоить новые понятия, которые пригодятся в начальной школе, развить способности, которые тоже необходимы будущим ученикам. Графический диктант поможет также дошколятам представить себя в роли учеников. А первые графические навыки, которые получит ребенок, помогут ему потом лучше понять и запомнить буквы, их начертание, освоить азбуку. После картинок можно пробовать рисовать буквы по стрелочкам и следуя пошаговой инструкции педагога.

Правила выполнения

Лучше всего воспринимает задание «Продолжи рисунок по клеточкам» подготовительная группа. С ними можно проводить такие упражнения в любое время, они всегда будут им рады. Да и материала для выполнения этих обучалок нужно совсем немного — лист в клетку, карандаш и ластик, чтобы исправлять ошибки. Правила, которыми нужно руководствоваться, довольно просты:

  1. Подготовить необходимый для выполнения материал. У педагога должен быть уже выполненный рисунок, с которым дети сверятся по окончании диктанта.
  2. Младшим детям поставить точку на листе, которая будет началом отсчета, старшим — предложить поставить ее самостоятельно, объяснив, откуда нужно начинать.
  3. Для начинающих детей нужно нарисовать стрелочки — направления сторон, так будет проще избежать ошибок.
  4. Объяснить, что 1 шаг = 1 клетке, 2 шага = 2 клеткам и т.д.
  5. Провести диктант спокойно, не торопясь.
  6. Оценить результат, похвалить тех, кто особенно старался.

Важно! Ни в коем случае нельзя торопиться! Если кто-то не успевает, нужно подождать его, ведь даже один неверный или пропущенный шаг приведет к потере конечного результата. Темп постепенно увеличивается только тогда, когда дети уже привыкли к графическим диктантам, набрались опыта в их написании

Пример задания «Отрази зеркально»

Советы по выполнению графического диктанта

Нельзя в процессе диктовки произносить другие слова, кроме указания количества клеточек и направления, в котором нужно двигаться

Дети должны быть сконцентрированы и сосредоточенны;
Стараться создать тишину в группе, чтобы каждый сумел сосредоточиться;
Если задание выполняет группа детей, а кто-то не успел или не справился, то он должен просто отложить лист и карандаш в сторону, чтобы не отвлекать внимание остальной аудитории. Это нужно обговорить в самом начале диктанта;
Для детей помладше можно в самом начале загадать веселые загадки о том, кого им предстоит нарисовать

Это еще больше подогреет их интерес к процессу.

Графические диктанты по клеточкам

Графические диктанты по клеточкам для 1 класса помогут педагогу расположить детей к учебному процессу и предотвратить такие распространенные трудности, как неусидчивость, рассеянность и неразвитость орфографической зоркости.

Занимательные диктанты помогут развить в школьнике внимательность, воображение.

Задание преподносится учителем в нескольких вариантах:

  • повтор рисунка по исходной картинке;
  • воспроизведение изображения под диктовку педагога с соблюдением всей последовательности.

Последний вариант широко используется для школьников, которые уже перешли в 3 класс. Это тот возраст, когда должно быть хорошо развито пространственное мышление.

Педагогу или родителю важно уметь расположить ребенка к обучению в игровой форме. Школьник должен понимать, что такое задание – это не экзамен для него, а просто игра

В образовательной программе графические диктанты способствуют тому, что ребенок сможет овладеть элементарными навыками, которые помогут ему при решении более сложных задач в процессе обучения грамоте и счету.

Нельзя ругать ребенка. Если что-то не выходит, просто помогите ему и подскажите, какие знания помогут ему справиться с задачей. В ином случае, ученик может просто потерять интерес, что впоследствии приведет к неправильному восприятию образовательного процесса в целом.

Графический диктант: что это такое

Графические диктанты для дошкольников по клеточкам. У каждого ребенка богатая фантазия и желание играть всегда и всюду. Эти врожденные способности можно использовать для планомерной подготовки дошкольника к новому для него периоду жизни – школьной поре.

Графический диктант – дидактическое задание, позволяющее развивать мышление и воображение ребенка, его возможности «видеть» в проекции, ориентироваться в пространстве.

По сути, работа с карандашом не представляет ничего сложного. Ребенку нужно лишь нарисовать конкретную картинку, двигая карандашом в нужном направлении, выполняя рекомендации взрослого, проводящего графический диктант.

Главное, что должен уяснить будущий ученик: отвлекаться нельзя, иначе вместо красивой и правильной картинки получится недоразумение, которое расстроит ребенка.

Графические диктанты не потребуют от дошкольника художественных способностей. Ему нужно только четко следовать инструкции, чтобы получился хороший результат. Сложных иллюстраций воспроизводить не придется. В графической коллекции простые изображения: слон, жираф, другие животные, вернее, их контуры. Также могут быть дома, различный транспорт, цветы, рисование которых не нуждается в детальной проработке. Все, что предлагается нарисовать дошкольнику, должно быть ему хорошо известно, понятно. Кроме того, не стоит забывать о длительности выполнения работы. Чтобы возникшая усталость не вытеснила интерес, графический диктант должен занимать немного времени.

Примеры графических диктантов по клеточкам для дошкольников

Для простого узора воспитатель ставит начальную точку и начинает диктовать: 1 клетка вправо, 1 вверх, 1 клетка вправо, 1 вниз и т.д. до конца строки. Получается простой рисунок. Это может быть первым вариантом графического диктанта для начинающих детей. Далее воспитатель просит отступить 1 клетку вниз и нарисовать зеркальное отражение рисунка.

Кенгуру по клеточкам

Кенгуру

Подходит для более опытных детей, которые уже умеют рисовать по схеме. Перед началом занятия воспитатель загадывает им загадки:

Прыгает, как заяц,

С сумкой, а не почтальон (Кенгуру)

Если надо, детвору

В сумку прячет…(Кенгуру)

И предлагает скороговорку:

У кенгуру кенгуренок в сумке,

В сумке кенгуренок у кенгуру.

Может быть вариант, когда на листе предложен не шаблон, а направления, указанные словами. Дети самостоятельно выполняют всю работу от начала до конца.

Рисунок по клеточкам с направлениями

Графические диктанты — очень интересный вид работы для детей 6-7 лет. Учитывая многообразие их разновидностей, можно с уверенностью сказать, что они никогда не надоедят детям, им захочется выполнять новые, все более сложные задания. Графические диктанты сумеют стать как небольшой разминкой, так и полноценным развивающим упражнением. Главное помнить, что подбирать их нужно, учитывая возраст ребенка, и никогда не нужно подгонять и поторапливать его. Результат должен всегда нравиться ему самому. Это главный стимул к выполнению новых, более сложных задач.

Правила рисования по клеточкам

Задания выполняются по определенным правилам, это не математический урок, но он все же учит детей азам счета и понятиям направления в пространстве. В самом начале, вы ставите точку на бумаге на углу клеточки (это будет точка отсчета), она должна быть в таком месте, чтобы ребенок, повторяя узор смог его уместить на листке. Также эту точку ваше чадо может поставить самостоятельно, вам же следует сказать сколько он должен отступить от верха и бока листа.

Далее в вашем листе будут нарисованы стрелочки, обозначающие стороны направления пространства и цифры – указывающие сколько клеток нужно прочертить чтобы получить нужный узор. Пример: стрелочки по горизонтали «5←» – пять клеток влево, «1→» – одна клеточка вправо.

Скачать и распечатать диктанты

Диктант по клеточкам для 1-го класса может проводиться индивидуально и в группе, с ограничениями по времени и на скорость. Учитывайте возраст и начальную подготовку: на первых порах рисунки должны быть простые: дома, геометрические фигуры, несложные элементы – сердечки, звездочки, фрукты и овощи.

Занимаясь индивидуально, подбирайте картинки по теме: мальчикам могут быть интересны роботы, машины, строения необычной формы, девочкам – цветы и узоры. Животные: заяц, кот, рыбка, собака – заинтересуют малыша любого пола и возрастной группы.

После того как ученик освоит этот вид деятельности, можно предложить сложные рисунки: жеребенок, носорог, замок, олень, техника.

.

Вертолет

.

В Сети есть и примеры текста диктанта. Можно сделать распечатки с разным уровнем сложности и использовать по мере развития навыков ребенка. Ниже мы предлагаем вам скачать и распечатать незаполненные варианты, где ребенку необходимо самостоятельно сделать работу.

Ботинок

Рисунки, инструкции и пособия для занятий также можно приобрести в книжных магазинах, киосках периодической печати и точках для продажи канцелярских товаров.

Дошкольникам подойдет издание в виде рабочей тетради К.В. Шевелева «Занимательная математика».

Для детей 7–8 лет интересны будут развивающие пособия по арифметике, разработанные О.И. Мельниковым.

Педагог О.А. Холодова – автор изданий, предназначенных для развития познавательных навыков у детей дошкольного возраста и младших школьников. Ее издания для 1-го класса рассчитаны на первое и второе полугодие и соответствуют материалу, изучаемому в каждой четверти.

Диктант на уроке математики: что он собой представляет?

Математический диктант — короткая письменная самостоятельная работа, во время которой дети воспринимают задание на слух (полностью или частично), решают его или записывают только ответ. Это система связанных между собой вопросов. Продолжительность — 10-15 минут.

Как правило, школьникам проще разобраться с задачей, условие которой они могут прочитать. Но если диктанты проводятся часто, дети постепенно овладевают необходимым навыком.

Диктант — известная форма контроля знаний. Перед началом изучения новой темы стоит убедиться, что дети усвоили предыдущую порцию знаний. Целесообразно вместо опроса как традиционной формы проверки знаний провести математический диктант. Это будет более эффективно, поскольку большинству учеников устный ответ одноклассника у доски вовсе не помогает повторить пройденный материал. Получается, что работают только несколько человек, а остальные дети пассивны.

Применяя математические диктанты, педагог:      

  • организовывает и управляет учебно-познавательной деятельностью школьников, включая в работу всех без исключения;
  • формирует и проверяет знания, умения и навыки;
  • реализовывает индивидуальный подход в обучении;
  • получает надежную информацию об уровне усвоения программного материала и возможность оперативно заполнить пробелы в знаниях;
  • повышает математическую культуру учеников;
  • способствует развитию математической речи школьников.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector