Нарушения мышечного тонуса у детей: гипотонус, гипертонус, дистония

Профилактика нарушений мышечного тонуса

Повышенный мышечный тонус не является самостоятельным заболеванием – это признак неправильного образа жизни или серьезных нарушений в работе некоторых систем. Если заболевание не является врожденным, то профилактические мероприятия очень эффективны, чтобы избежать высокого тонуса мускулатуры. Рекомендуется следующее:

  • Вести здоровый и подвижный образ жизни. Исключить употребление алкоголя, никотина и стимулирующих веществ.
  • Для тех, кто работает за компьютером или длительное время в одном положении обязательно каждые полчаса совершать гимнастику, прохаживаться хотя бы 5 минут.
  • Рекомендуется увеличить количество физической нагрузки – ходьба по вечерам или с работы пешком, спортзал, плавание.
  • Соблюдать режим дня, где обязательно 8 часовой здоровый сон, зарядка, физическая активность и сбалансированное питание.
  • Регулярно посещать профилактический общий массаж. Рекомендуется проходить курс из 10 сеансов раз в полгода.
  • Если основная деятельность связана с тяжелым физическим трудом или спортом, то необходимо проходить плановую диагностику, обеспечить качественный отдых и полноценный сон.

Чтобы избежать развития гипертонуса вследствие не физиологических причин, необходимо вести здоровый образ жизни, регулярно проходить медосмотр, своевременно осуществлять лечение или профилактику хронических заболеваний, повышать иммунитет, не контактировать с больными различными инфекционными заболеваниями.

Для того чтобы снизить вероятность внутриутробных причин появления гипертонуса у детей во время беременности, необходимо исключить употребление алкоголя, наркотических и лекарственных веществ, никотина. Необходимо придерживаться активного образа жизни, следить за сбалансированностью питания, своевременно проходить обследование, избегать стрессов, нервного напряжения и переутомления.

Как оценить особенности тонуса

Обычно тонус мышц новорожденного оценивают, глядя на позу ребенка в спящем состоянии и когда он двигается. Оценить более тонкие особенности состояния мышц вашего ребенка может только врач-невролог, который для начала задаст определенные вопросы маме: о том, как родился малыш (в результате физиологических родов или кесарева сечения) и каким было его предлежание (лицевое, ягодичное и т.д.). Причиной повышенного тонуса мышц шеи у грудничка, из-за которого у ребенка слишком сильно запрокинута голова, может быть лицевое предлежание в родах, а повышенный тонус ног (когда ножки разогнуты) часто возникает при ягодичном предлежании. А вот поза «эмбриона», которую ребенок принимает, когда спит — признак нормального тонуса. При этом у ребенка ручки сжаты в кулачки и согнуты у груди, а ножки с разведенными бедрами — согнуты к животику.

Физиологичный гипертонус в первые месяцы после рождения не позволяет малышу совершать обычные человеческие движения: он может быстро двигать ножками, скрещивать их, отталкиваться, сгибать их и разгибать. Но ручками также активно малыш двигать пока не умеет: он способен только сгибать их в локтях и иногда разжимать кулачки. Голова грудничка немного запрокинута назад из-за гипертонуса мышц шеи. Тонус мышц у малыша может резко повышаться, когда он плачет или беспокоится.

Почему врачи не знают, как нормализовать работу мышц — снять гипертонус

Дело в том, что в медицине принято ставить диагноз на основании лабораторных исследований. О том, что мышцы находятся в повышенном тонусе, не скажут ни УЗИ, ни МРТ, ни рентгеновские снимки. Диагноз понятен и прост: патологии нет, ребенок здоров.

Николай Никонов
Согласен, что новорожденный ребенок не болен, но повышенный мышечный тонус не дает возможности крови в полной мере снабдить кислородом отечные участки, также замедляется скорость лимфы, роль которой сложно переоценить. Выполняя функцию очистителя, лимфа убирается в клетках, удаляет все ненужное и вредное. Со временем начинается сколиоз. Из-за сколиоза образуется остеохондроз, затем возникает утомительная и постоянная боль вследствие протрузии межпозвоночных дисков. Сколиоз способствует неравномерному давлению на поясничный отдел позвоночника. Со временем появляется радикулит, опоясывающая боль в спине, ногах. Воспаление в тазобедренном суставе отнимает возможность полноценно двигаться без боли. Вследствие постоянного напряжения мышцы, которые крепятся в области шеи, испытывают колоссальную нагрузку. Более натянутая мышца напряжена, в ней кровоток ухудшается, может произойти застой лимфы. Все это приводит, в конечном результате, к мощному отеку. Появляется ноющая боль в спине, головная боль.

Николай Никонов
Всеми моими навыками и умениями я с удовольствием поделюсь с вами, дорогие мои друзья. Я 36 лет по крупицам собирал нужные и важные частички знаний, учился в Медицинской Академии, тщательно изучал многочисленные монографии компетентных ученых, посещал интересные семинары, постоянно анализировал современную литературу в области медицины, обобщал накопленный опыт, что позволило мне после многолетней учебы применить на практике полученные знания. Теперь я один из немногих в медицинском сообществе знаю, как и зачем необходимо приводить в порядок мышечный тонус. Общеукрепляющий или медицинский массаж, который делают специалисты, не всегда затрагивает мышечный тонус, тем более он направлен на профилактику различных заболеваний, а не на лечение и выздоровление. Только я воздействую на мышцу, которая находится в гипертонусе, фиксируя ее. Для этого я использую руки матери ребенка. Если бы у меня была третья рука, то я бы справился и один. Такое воздействие называется воздействием на мышцы методом Никонова.

Все специалисты делают массаж или один на один с ребенком, либо мать только отвлекает своего малыша. При этом эффективность таких мероприятий, как правило, невысока, потому что ребенок никогда не позволит хорошо обработать проблемную болезненную мышцу.

Вы скажете: “А вот я делала своему малышу массаж у Аллы Петровны в поликлинике, и мой ребенок стал уверенно переворачиваться или пополз”.

Николай Никонов
И вы будете абсолютно правы, что тот массаж, который вы сделали, помог. Но нормализовались ли при этом проблемные мышцы? Не за счет ли других групп мышц ребенок стал делать то, что раньше не делал? Я ещё раз повторяю, что гипертонус — это очень серьезно, потому что это начало всех будущих заболеваний. Если вы хотите узнать больше о здоровье и развитии своего ребенка, заказывайте мою консультацию и подписывайтесь на мой видеоканал, где вы найдете много интересного и полезного о правильном развитии детей.

Как обратится к Николаю Борисовичу

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Массаж и гимнастика

Массаж при повышенном тонусе способен вызвать у ребенка ощущение расслабленности и комфорта. Аккуратный тактильный контакт оказывает на организм разностороннее благоприятное воздействие.

Во время манипуляций происходит передача нервных импульсов в кору головного мозга, оказывая тонизирующее влияние на центральную нервную систему, усиливая контроль над работой всех систем организма.

Приемы оказывают различное влияние на центральную нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание усиливают тормозные процессы. Их применяют для снижения гипертонуса у ребенка, расслабления мускулатуры.

ВАЖНО! ВЫ можете сами выполнять комплексы массажа и гимнастики для нормального роста и развития ребенка. Доктор Комаровский считает, что нет необходимости обращаться к профессиональным массажистам, если не поставлен соответствующий невропатологический диагноз

Доктор Комаровский считает, что нет необходимости обращаться к профессиональным массажистам, если не поставлен соответствующий невропатологический диагноз.

Условия для проведения упражнений

  1. Массаж можно проводить на любой твердой поверхности, но лучше всего подойдет пеленальный столик.

Выбранное место застилается расправленным байковым одеялом, сверху — клеенка и чистая пеленка. Располагаться стол должен так, чтобы была возможность подходить к малышу с любой стороны. В Европе специалисты рекомендуют заниматься с ребенком на полу.

  1. В комнате должно быть хорошее освещение, вдали от отопительных приборов и сквозняков.Если хорошо проветрить помещение, будет сочетаться эффект от массажа с закаливанием организма. В теплое время года упражнения проводят с открытой форточкой или на свежем воздухе.
  2. Не стоит приступать к занятиям непосредственно после кормления, необходимо выждать 40—45 минут.
  3. Вы должны быть подготовлены. Часы, кольца и другие украшения необходимо снять на время процедуры. Одежда должна быть свободной, не стеснять движения.

ВАЖНО! Массаж проводится чистыми руками. Масла и кремы добавляют скольжение, нарушается правильная техника выполнения приемов

Тальк и другие присыпки не используются, потому что они сушат кожу ребенка.
Если ваши руки сухие, и могут травмировать нежную кожу малыша, то перед проведением массажа, стоит их немного смягчить специальным маслом. При повышенной влажности ладоней, разрешено использовать детский тальк.

  1. В холодное время года стоит укрыть ребенка теплой пеленкой, оголяя только массируемый участок тела.

Комплекс приемов

При гипертонусе необходимо уравновешивание мышечного тонуса у младенцев, массаж применяется для достижения этой цели. Во время занятий необходимо внимательно наблюдать за реакцией ребенка. При первых же проявлениях дискомфорта у младенца стоит сменить или закончить комплекс упражнений.

Начинать массаж следует медленно и спокойно, постепенно удлиняя время и интенсивность выполнения.

Примерный план занятий:

  • Массаж рук. Ребенка положите на спину ногами к родителю. Вложите большой палец своей руки в кисть новорожденного, правая рука удерживается левой рукой, а левая — правой. Поглаживайте одноименной рукой от кисти к подмышечной впадине 6—8 раз.
  • Приподнимание тела из положения: лежа на спине. Ладошки ребенка обхватывают большие пальцы матери. Приподнимите на несколько сантиметров верхнюю часть туловища малыша. За минуту следует выполнить 7—8 подходов.
  • Массаж ног. Упражнение выполняется аналогично, что и при поглаживании рук.
  • Массаж спины. Новорожденный ребенок укладывается на живот, с вытянутыми вперед руками. Без нажима кисти мамы скользят от попы к макушке по спине ребенка тыльной поверхностью, а в обратном направлении — ладонной. Повторите 6—7 раз.
  • Массаж стоп. Нога ребенка удерживается за голень. Указательным и средним пальцем другой руки фиксируется стопа, а большим «рисуется» восьмерка. Таким же способом массируется подошва другой ноги.
  • Встряхивание ручек. Кисть новорожденного ребенка берется также как и при поглаживании. Очень легонько встряхните обе руки, немного разводя в стороны.
  • Покачивание на мяче. На обычный надувной мячик или фитбол ребенка укладывают лицом вниз, колени разводятся в стороны. Малыша следует придерживать за спину. Мяч аккуратно покачивать по разным направлениям около двух минут.

Упражнения стоит начинать делать с двухнедельного возраста, постепенно увеличивая время проведения занятий. Можно применять и другие комплексы упражнений при гипертонусе у младенцев. Видео, подготовленные профессиональными массажистами, станут хорошим помощником для освоения новых навыков.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства. 

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога

Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета. 

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Методы диагностики

Повышенный тонус мышц у взрослых имеет следующие симптомы: неприятные ощущения при совершении привычных движений, откуда возникает скованность мышц при подвижности. Плотность мышц увеличивается, постоянно присутствует ощущение напряжения, стянутости или скованности движений.

У ребенка симптомы гипертонуса проявляются сжатыми кулачками, ножками, руки прижаты к груди. Также у младенца признаками нарушения тонуса является поза эмбриона, которая сохраняется дольше 2 недель, то, что малыш держит голову прямо, а при проведении гимнастики чувствуется сопротивление.

Для постановки диагноза используются следующие методы:

  • Осмотр невролога, терапевта, эндокринолога, возможно психиатра;
  • Оценка родов у матери, а также выяснение особенностей внутриутробного развития;
  • Общий и биохимический анализ крови;
  • Определение отсутствия эпилепсии и паралича, а также приема препаратов, которые могут спровоцировать повышение тонуса мышц;
  • ЭМГ;
  • КТ или МРТ;
  • УЗИ головного мозга и шеи;
  • Рентгенография позвоночника;
  • Исследование ликвора, уровня электролитов и КФК в крови.

Обязательным является установление первопричин развития патологического состояния, после чего составляется индивидуальная реабилитационная программа.

На осмотр

Первые особенности мышечного тонуса можно отметить, визуально оценив позу малыша в покое например, когда он спит) и степень работы отдельных групп мышц при движении. Доктор обязательно спросит, как малыш родился, так как способ родов (естественные или КС) и предлежание малыша (как он был расположен в матке) сильно влияет на его позу в первые месяцы после рождения. Если он родился в лицевом предлежании, его головка может быть запрокинута, из-за тонуса шейных мышц. Если он родился в ягодичном предлежании – у него будут разогнуты ножки. У большинства же малышей из-за физиологического тонуса наблюдается характерная поза эмбриона, которая хорошо определяется в покое или во время сна. Руки крохи согнуты во всех суставах и приведены к груди, ладошки сжаты в кулачки, а большой палец накрыт остальными, ножки приведены к животику, согнуты в суставах, бедра слегка разведены, а стопы подняты вверх. За счет гипертонуса объемы движений, производимых крохой, ограничены – он может достаточно активно двигать ножками, согнуть или разогнуть, отталкиваться ими от руки взрослого или перекрестить их. А вот объем движений ручек меньше — в основном они движутся на уровне груди, сгибаясь в локтях и запястьях, редко разжимая кулачок. За счет гипертонуса мышц шеи голова слегка запрокинута назад.

Тонус мышц во многом зависит от физического состояния ребенка, его конституции и особенностей нервной системы. При плаче, беспокойстве или крике тонус закономерно повышается. Кроме того, у возбудимых крох он тоже будет отличаться от более спокойных сверстников за счет совершения большего объема движений.

Сниженный мышечный тонус у малоподвижный людей

Слабый мышечный тонус может возникнуть не только из-за серьезного расстройства в работе систем организма, но и на фоне малоподвижного образа жизни, отсутствия достаточной тренировки мускулатуры. Именно это является причиной сниженного тонуса у большинства здоровых людей. Другими словами, такое состояние можно охарактеризовать, как дряблость мышц. В таком случае улучшить физическую подготовку (а еще лучше – предотвратить дряблость) куда легче, чем лечить гипотонию, вызванную неврологическими или другими проблемами.

Очевидно, что наиболее эффективный способ улучшить тонус мышц – это спорт. Но некоторые виды тренировок, помогают восстановить мускулы быстрее, чем другие. К тому же такие упражнения особенно полезны тем, кто желает повысить тонус мышц, но при этом не наращивать их объем. Тогда полезно заняться следующими видами спорта:

  • силовые тренировки с использованием легкого веса, но большего числа повторений упражнения;
  • занятия с использованием фитнес-резинок;
  • йога;
  • пилатес.

Однако список тренировок, полезных для повышения тонуса мышц, не ограничивается названными выше. Для мышц полезна любая физическая активность, даже обычная пешая прогулка (но делать ее надо регулярно, хотя бы по 2 часа в день).

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАЦИИ (СИНКИНЕЗИИ)

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ (СИНКИНЕЗИИ). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (то есть выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и другие). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемиплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникновение содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При детском церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот).

При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Если мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенденции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП. При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

Задержка психо-моторного развития при мышечной гипотонии у детей

Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига — Гоффманна у ребенка 9 — 10 месяцев могут соответствовать возрасту 2 — 3 месяцев. Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций. Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов, врожденный паралич лицевого нерва), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой. Качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. При судорогах, врожденном или рано приобретенном слабоумии не столько гипотония, сколько задержанное психическое развитие является причиной отставания двигательного, моторного развития.

Разберемся с определениями.

Тонус 

Неврологически обусловленный тонус.

Повышенный по пластическому типу (экстрапирамидный, ригидный) Повышенный по спастическому типу (пирамидный) ДистонияСниженный (гипотония) Атония 

ингибировать кинезиотейпом спастичную мышцу нельзя — можно усилить спастику;
при форме ДЦП, поражающей ноги (спастический парапарез), особое внимание важно уделить преодолению патологической синкинезии — учить каждую ногу работать по отдельности;
перкуссионная терапия (Hypervolt и его аналоги) неврологических пациентов на данный момент не исследована, и её применение базируется на эмпирическом опыте каждого реабилитолога и остаётся на совести не имеющих должной подготовки специалистов.

Биомеханически обусловленный безболевой («дисфункциональный») тонус:

обе группы мышц функционально «слабые», и их нужно тренироватьнедостаточную скорость нейрофизиологического ответа«слабая» и «сильная», «выключенная» — это всего лишь сленгистинная слабость мышцы — это парез 

Болевой гипертонус («спазм»):

МФБСмиотонический синдромцентральная сенситизацияМФБС миотонический синдром популярно о боли в спине

  • с одной стороны, если снять этот «спазм», пациенту действительно может полегчать (пневмония, пиелонефрит),
  • а с другой стороны, пациента действительно могут периодически беспокоить боли в спине, там вполне могут быть те же триггерные точки, и мы примем это за очередное обострение.

Центральная сенситизация 

уровень боли не соответствует глубине пальпацииантидепрессанты (амитриптилин, дулоксетин) 

Давайте ещё раз уточним:

Тонус мышцы, сила мышцы и её функциональность — это принципиально разные параметрыСила (паралич, плегия)(глубокий парез)(глубокий парез)(умеренный парез)(лёгкий парез)(нет пареза)Функциональностьскорость нейрофизиологического ответаделать сколько-нибудь значимые заключения о состоянии пациента, опираясь только на данные ММТ, неблагоразумно

  • гипертонус и нормальная сила;
  • спастика и сниженная сила;
  • гипотония и сниженная сила;
  • гипотония и нормальная сила;
  • мышечное укорочение (гипертонус, гиперактивность), нормальная сила и функциональная слабость;
  • мышечное удлинение (гипотонус, гипоактивность), нормальная сила и функциональная слабость;
  • мышечное укорочение (гипертонус, гиперактивность), нормальная сила, функциональная слабость и боль и так далее.

За активное содействие в написании статьи благодарю врача-остеопата, ведущего эксперта Evotren Дмитрия Горковского, врача-невролога Сергея Ильясова и тренера профессиональных спортсменов Ангелину Мазиеву.

Для тренеров по фитнесу, которые ищут курсы, способные увеличить доход, сделать их еще круче и позволяющие никогда не испытывать проблем с трудоустройством, мы рекомендуем изучить следующие дистанционные курсы:

Prehab — дистанционный курс для фитнес-тренеров, стремящихся полноценно разобраться в теме работы с мышечным балансом и улучшением движения своих подопечных.

Базовый курс персонального тренера — для тех инструкторов, которые хотят дополнить свои знания фундаментальной информацией. Невероятно большой объем полезного материала, который выведет вас на новый уровень.

Power — онлайн-курс для тренеров по фитнесу, которые увлечены функциональным и силовым тренингом и желают лучше понять принципы этих направлений, а также увеличить уровень своего дохода.

Архитектура тела — авторский курс Дмитрия Горковского с очными практическими днями и дистанционной теорией для тренеров по фитнесу, массажистов и врачей.

Pregnant —  тренировочные методики для занятий с беременными и восстановления после родов.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на «затылочную» ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Почему возникает гипотонус

Гипотонус может быть как результатом адаптации нервной системы к стрессу, так и признаком более грубых (органических) нарушений. Для выявления причины и предотвращения возможных более тяжелых нарушений родителям необходимо посетить врача-невролога, который проведет все необходимые исследования.

Возможные причины гипотонуса:

  • Осложнения во время родов, асфиксия плода;
  • Тяжелое течение беременности;
  • Неправильно организованное питание малыша;
  • Генетические заболевания и различные пороки развития;
  • Недостаточная масса тела при рождении, недоношенность;
  • Вредные привычки матери во время беременности;
  • Вирусные и/или инфекционные заболевания новорожденного;
  • Переизбыток в организме витамина D.

Более раннее обращение к неврологу поможет максимально быстро и эффективно решить проблему, не дожидаясь возможных осложнений.

Противопоказания к вакцинации

(Плановая вакцинация откладывается до окончания острых проявлений заболевания или обострения хронических заболеваний. При нетяжёлых ОРВИ, ОКИ прививки проводят сразу же после нормализации температуры.)
  1. К группам вакцин:
    1. Ко всем вакцинам – сильная реакция на предыдущую дозу. (Сильной реакцией считается подъём температуры свыше 40,0 градусов, в месте введения вакцины отёк и гиперемия диаметром более 8 см.)
    2. Живые вакцины – ИДС, (первичный иммунодефицит, иммуносупресия, злокачественные новообразования, беременность)
  2. К отдельным вакцинам:
    1. БЦЖ – масса ребёнка < 2000 гр., келоидный рубец после 1-й дозы
    2. АКДС – прогрессирующее заболевание нервной системы, афебрильные судороги в анамнезе (афебрильные судороги – это судороги при температуре тела менее 38, 5 градусов и которых не было до вакцинации)
    3. АДС, АДС-М – абсолютных противопоказаний нет
    4. ЖКВ (коревая) – тяжёлая реакция на аминогликозиды
    5. ЖПВ (паротитная) – анафилаксия к яичному белку
    6. Краснушная – анафилаксия к яичному белку
    7. Гриппозная — анафилаксия к яичному белку

Расслабляющие ванны

Лучше всего купать новорожденного в маленькой ванночке, используя старинный бабушкин метод (его еще называют купанием в пеленке).  Такое купание расслабляет ребенка, снижает уровень стресса и оказывает релаксационное действие на организм. Подробнее об уходе за новорожденным и мягком купании >>>

ВАЖНО! Не стоит учить младенца нырять. Погружение под воду является стрессом для малыша, это усилит мышечный тонус и отрицательно скажется на эмоциональном состоянии ребенка

При гипертонусе мышц ног у ребенка рекомендуется добавлять в ванну отвары ромашки, череды, пустырника, валерианы, лаванды или душицы. Все натуральные компоненты могут вызвать аллергическую реакцию, поэтому купание стоит начинать с добавлением одного вида целебной травы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector