Можно ли использовать бескаркасные детские автокресла в машине? с какого возраста?

Краш-тест

Перед запуском удерживающих устройств в массовое производство изготовители проводят краш-тесты. Это позволяет выявить недостатки и устранить их, повысив качество и безопасность детских бескаркасных кресел.

В ходе испытаний проверяются несколько параметров:

  • практичность;
  • экологичность;
  • эргономичность;
  • функциональность;
  • и безопасность.

На данный момент все модели бескаркасных автокресел проигрывают по этим параметрам каркасным моделям. Все же они справляются со своими задачами, что подтверждает и тот факт, что такие удерживающие устройства официально не запретили.

Что говорят ПДД 2021 года?

Как бы вы не искали, но прямого и очевидного ответа о возможности использовать бескаркасные детские средства в правовых актах нет. Но есть общие требования к езде в автомобиле вместе с детьми.

  • в возрасте 0-6 лет допускается только в случае установки в автомобиле детской удерживающей системы (ДУС), которая соответствует росту/весу несовершеннолетнего – и здесь речь не идёт только о бескаркасном автокресле;
  • в возрасте 7-11 лет допускается при наличии соответствующей росту/весу ДУС либо при использовании ремней безопасности на заднем сидении, а на переднем – только при использовании соответствующей росту/весу ДУС. То есть на заднем сидении ребенка старше 7 лет сажать в кресло не обязательно – можно пристегнуть и ремнями безопасности.

Таким образом, законодатель называет любые приспособления для посадки детей как «удерживающие устройства». Соответствие требованиям по росту/весу обычно указывается в инструкции по эксплуатации. Как правило, для грудничков используются люльки, а для детей постарше уже сидения и иные устройства.

Модели бескаркасных автокресел

Покупка современных изделий может стать очень хорошей альтернативой жесткой конструкции. Доставка по почте не будет стоить слишком дорого, поскольку материалы бескаркасного кресла легкие, и оно само компактное

В продаже встречаются разные модели, вам стоит обращать внимание только на те, которые соответствуют современным стандартам безопасности. Популярные производители перечислены ниже

Смайл

Даже в описании товара указывается, что изделие уступает стандартному автокреслу. Однако оно подойдет для спокойного перемещения по городу – поездок ребенка в детский сад, школу, развивающие кружки. Бескаркасное кресло для детей в машину от отечественной фирмы стало популярным среди родителей. Характеристики изделия:

  • Название: СМАЙЛ – Стандарт стальной, SS-ser.
  • Цена: 1000 рублей.
  • Универсальное кресло принадлежит к 1/2/3 группе, рассчитано для возраста 1-12 лет, веса 9-36 кг. Изделие изготовлено из таких материалов: ткани «Оксфорд», поролона, спанбонда, холлофайбера, трехслойной сетки “Air-mash”. Фастексы пластмассовые, рамки металлические, тесьма ременная. Доступно 15 расцветок. Кресло «СМАЙЛ» испытано и сертифицировано (продавец выставляет на обозрение соответствующий документ).
  • Плюсы: дешево, компактность и легкость (550 г), надежные крепления, товар испытан и сертифицирован, стирается в машинке.
  • Минусы: не уберегает тело ребенка от травм; если спинка сиденья не откидывается, установка кресла займет много времени.

Умка

Отечественная компания (г. Чебоксары) производит специальные детские кресла с 2013 года. На выбор представлено несколько расцветок, конструкция у всех моделей одинаковая. Мягкое автокресло для ребенка имеет такие характеристики:

  • Название: УМКА (артикул модели зависит от расцветки).
  • Цена: 1200 р.
  • Изделие сертифицировано и прошло все тесты по ГОСТ Р 41.44-2005, получило Сертификат Соответствия государственного образца. Кресло имеет стандартную конструкцию, система крепления пятиточечная. В нагрудной части встроен адаптер ремня автомобиля. Товар пошит из прочных тканей, внутри расположена мягкая подкладка. Предназначен для детей 1-12 лет. Выдерживает нагрузки до 400 кг.
  • Плюсы: легкое, на заднем сидении вмещается 4 автокресла, помогает не нарушать правила перевозки.
  • Минусы: не фиксирует голову, позвоночник, в случае аварии ремни приспособления могут нанести серьезную травму.

Дак

  • Название: Дак-с, арт. А11.
  • Цена: 650 р. (при заказе от 5 шт.).
  • Универсальное кресло для перевозки детей в автомобильном транспорте соответствует группе 1/2/3, возрасту 1-12 лет, весу 9-36 кг. Размер: 29х70 см, вес: 550 г. Способ фиксации – пятиточечные ремни безопасности. Изделие пошито из плотного материала «Oxford», трехслойной сетки, внутри губчатая подкладка.
  • Плюсы: можно один раз установить и больше не снимать автокресло, ткань легко отстирывается, на выбор представлено много расцветок.
  • Минусы: не рекомендуется крепить изделие на переднее сиденье, ребенок полноценно не отдыхает при длительной поездке.

Что такое бескаркасное автокресло

Приспособление имеет подголовник, мягкую спинку и сиденье под попу, а впереди расположены пятиточечные ремни, с помощью которых осуществляется фиксация ребенка. Детское автомобильное кресло относится к иным удерживающим устройствам класса 1-2-3. Рассчитаны на вес 9-36 кг. Такой разброс возможен благодаря отсутствию боковых ограничителей и свободной регулировке лямок. Изделие шьется из прочного полимерного волокна, а мягкость обеспечивают губчатые прокладки. Автокресло фиксируется ремнями к спинке автомобильного сиденья.

С какого возраста можно использовать

Производители заявляют, что перевозить ребенка в этом удерживающем устройстве можно начиная с одного года. Если малышу еще не исполнилось 3 года, стоит купить бескаркасное автокресло с Y-образной системой крепления. В случае ДТП оно лучше защищает живот и позвоночник ребенка, не передавливает область гениталий. Почти все модели оснащены петлей для штатного ремня безопасности.

Плюсы и минусы

Автокресло без каркаса нашло своего покупателя благодаря ряду достоинств:

По результатам краш-тестов минусы существенно перевесили плюсы:

  • Применять бескаркасное кресло рискованно. Стандарт безопасности ECE R44/03, по которым сертифицируется большинство моделей, давно устарел. Отсутствие жесткого каркаса означает, что устройство не обеспечивает боковую защиту тела и поддержку головы. Ребенок «болтается» в кресле.
  • Длительные поездки становятся некомфортными. При перевозке у малыша затекает шея, спина, ноги, он не может полноценно расслабиться и уснуть.
  • В случае аварии вся сила удара придется на ребенка. Каркасные конструкции частично смягчают давление и защищают тело.
  • Производитель заявляет, что в мягких автокреслах можно совершать перевозку ребенка до 36 кг. Однако во время ДТП масса тела увеличивается в несколько раз. Ремни, пришитые обычными нитками, могут лопнуть, если вес мальчика/девочки находится рядом с максимально допустимым.

Позиция ВС РФ

Судья ВС РФ не согласился с коллегами из нижестоящих инстанций. Он напомнил, что в соответствии с перевозка детей младше 12 лет должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть его с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств.

Ознакомиться с массивом судебных решений о привлечении водителей к ответственности за нарушение правил перевозки детей можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Поскольку в рассматриваемом деле ребенок находился на заднем сиденье, а детское универсальное устройство «ФЭСТ» является одним из вариантов удерживающего средства, позволяющего пристегнуть ребенка с помощью стандартного автомобильного ремня безопасности, его использование не противоречит указанному пункту ПДД, указал судья ВС РФ. Кроме того, он подчеркнул, что данное устройство, согласно представленным документам, соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «» и Национального стандарта РФ ГОСТ Р 41.44-2005 «Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах». В связи с этим он отменил все вынесенные по делу судебные решения и прекратил производство в связи с отсутствием состава правонарушения (Постановление ВС РФ от 16 февраля 2017 г. № 45-АД17-1).

Стоит отметить, что использование устройства «ФЭСТ» довольно часто становится причиной штрафов и обжалования соответствующих постановлений сотрудников ДПС в суде. Ряд судей прямо указывают, что оно не является детским удерживающим устройством (постановление Курганского областного суда от 30 июня 2016 г. по делу № 4А-294/2016, решение Хабаровского краевого суда от 3 марта 2016 г. по делу № 21-165/2016).

Другие же судьи, напротив, отмечают, что использование «ФЭСТ» допустимо, но исключительно на заднем сиденье автомобиля (решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2016 г. по делу № 77-2814/2016), и штрафуют за перевозку пристегнутого с его помощью ребенка на переднем сиденье (решение Тамбовского областного суда от 16 января 2017 г. по делу № 7-1/2017). Аналогичным образом решается вопрос применения так называемых «бустеров», представляющих собой сиденья с подлокотниками, но без спинки и собственных ремней (решение Свердловского областного суда от 10 января 2017 г. по делу № 72-11/2017).

ВС РФ занимает в этом вопросе последовательную позицию, не находя нарушения ни в использовании «ФЭСТ» в качестве удерживающего устройства, ни в перевозке детей, сидящих на подушках и пристегнутых «взрослыми» ремнями безопасности (Постановление ВС РФ от 23 июля 2015 г. № 46-АД15-28, Постановление ВС РФ от 24 марта 2015 г. № 44-АД15-1).

Как узнать, подходит ли моё автокресло?

Но как определить, отвечает ли купленное вами конкретное устройство для перевозки детей требованиям ГОСТ и Технического регламента? Все очень просто – при покупке у вас будет 2 критерия, и оба должны выполняться:

  1. к разрешённому бескаркасному креслу идёт сертификат соответствия, поэтому попросите у продавца выдать вам заверенную копию на всякий случай,
  2. правильное автокресло определённым образом маркируется как соответствующее Правилам ЕЭК ООН.

Просто потребуйте у продавца сертификат соответствия, выданный Росстандартом. Если в нем будет указано, что изделие соответствует ТР 018/2011 – такое сидение можно установить в автомобиль и использовать при перевозке детей, так как оно соответствует Правилам дорожного движения.

Что касается маркировки, то мы взглянем, как она выглядит и что даёт, немного ниже.

Проверка сертификата

Сам сертификат соответствия можно проверить в единой базе Росстандарта на официальном сайте Росаккредитации.

Для этого проделайте 3 простые вещи:

  1. найдите номер сертификата на бумаге, которую вам выдали в магазине:
  2. введите номер сертификата в соответствующее поле на сайте:
  3. кликните по кнопке «найти».

В результате вам выдаст информацию о действительности сертификата, хотя, на практике нередко документ не находится. В любом случае, бескаркасное кресло можно использовать только при условиях:

  • действующего статуса сертификата,
  • не просроченного документа (дата окончания действия в будущем).

Как установить детское кресло в машине правильно

Чтобы обеспечить безопасность ребенка во время движения необходимо правильно подбирать детские удерживающие устройства (согласно возрасту и весу) и устанавливать их.

Существует три варианта установки детского автокресла в зависимости от автомобиля, каждое из них имеет свою специфику:

1) Система креплений Isofix.  Кресло закрепляется на выездных полозьях к металлическим креплениям с помощью встроенных замков. Салазки расположены внутри сиденья и жестко соединяются с кузовом. При использовании данного международного стандарта необходимость в штатных ремнях полностью отпадает.

Подобной системой безопасности оборудовано большинство современных машин. В большинстве случаем данные элементы обозначаются специальным символов и располагаются по краям посадочных мест.

2) Установка автокресла при помощи штатного ремня. Данный метод фиксации детских кресел используется при отсутствии системы Isofix, но присутствует встроенная функция закрепления при помощи штатных ремней.

При использовании данного устройства безопасности необходимо внимательно изучить инструкцию к автокреслу, при возникновении вопросов следует прибегнуть к детальному руководству по эксплуатации данной марки автомобиля.

3) Ремень + фиксатор. Этот вариант крепления кресла необходимо использовать в отсутствии системы, а штатные ремни не фиксируются и не блокируются конструктивно.

Для фиксации ремня необходимо использовать специальные пазы в автокресле, которые предназначены для надежного крепления ремня и удержания сидения на месте. Для правильной фиксации ребенка следует вытянуть ремень полностью до упора и пропустить его через специальные места. В случае, если ремень окажется через чур длинным его можно укоротить, завязав узел.

Дополнительные ремни безопасности

Заводские ремни безопасности являются трехточечными и конструктивно состоят из частей для поясничного и плечевого отделов. Они предназначены для фиксации пассажира ростом не менее 1,5 метров и весом более 36 килограммов, в противном случае (в отношении детей) ремень будет располагаться слишком близко к шее и способен причинить больше вреда, чем пользы.

Для перевозки детей, помимо детского кресла, законодательно разрешено использовать специальные адаптеры, позволяющие правильно зафиксировать маленького пассажира для обеспечения его безопасности. К ним относятся специальные накладки на ремень, позволяющие закрепить ремень в правильном положении. Для детей младше трех предусмотрена несколько иная конструкция с дополнительной лямкой, учитывающая физиологические и возрастные особенности.

При правильном использовании подобных средств их эффективность весьма высока и в ряде случаев в опасных для жизни случаях сравнима с дорогими детскими сиденьями, созданных для максимальной безопасности детей. Помимо всевозможных накладок на ремень, позволяющих правильно зафиксировать ремень безопасности существуют бустеры – нижняя подставка с ручками, через которые фиксируется расположение ремня.

Разрешается использовать и другие вспомогательные средства, позволяющие правильно закрепить ремень безопасности (вдали от шеи ребенка). К ним можно отнести и подушку, подкладываемую под ребенка и приподнимающую его повыше, вследствие чего ремень проходит по грудной клетке вдали от шеи.

Использование любых средств, позволяющих правильно зафиксировать ремень способно спасти жизнь ребенку в случае возникновения опасных ситуаций. При отсутствии автокресла по возрасту ребенка, или в случае непредвиденной поездки с детьми в автомобиле без детского кресла, необходимо пристегнуть ребенка с использованием любого из вышеперечисленного средства.

Знак «Ребенок в машине»

Знак, предупреждающий о наличии ребенка в машине, не является обязательным законодательно и, по сути, не несет никакой эффективности и пользы. Обычно его располагают со стороны крепления детского кресла, в расчете, что он сможет снизить вероятность ДТП, хотя аварии возникают в доли секунд в большинстве случаев и вряд ли водитель стремительно приближающейся машины сумеет до момента ударяя увидеть знак и отреагировать на него, так как этого хотят владельцы значка.

Еще бытуют версии, что при возникновении серьезного ДТП подобная наклейка сообщит о ребенке и его быстрее спасут. Более логичным вариантом использования подобного знака является уведомление других участников движения, что водитель автомобиля с таким знаком может в любой момент отвлечься и им стоит ожидать от впереди идущего автомобиля непредвиденного поведения.

Госавтоинспекция разъясняет правила перевозки детей-пассажиров в легковых автомобилях

ГИБДД информирует!

Пункт 22.9 ПДД РФ гласит: «Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. 

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. 

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств)». 

Таким образом, на переднем сиденье автомобиля разрешено перевозить детей, не достигших возраста 12 лет, только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих их росту и весу. 

Ребенка до 7 лет можно перевозить только с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих его росту и весу, как на переднем сиденье, так и на заднем сиденье автомобиля. 

Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье автомобиля разрешено перевозить не только с использованием детских удерживающих устройств, но и с использованием трехточечного штатного ремня безопасности. В данном случае, при выборе пассивных мер безопасности водитель обязательно должен учитывать вес и рост ребенка.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), требования которого в России обязательны для исполнения, штатный ремень безопасности, должен таким образом использоваться в отношении ребенка, чтобы отсутствовала возможность соскальзывания диагональной ветви ремня с плеча в результате смещения пассажира вперед или его подныривания под ремень безопасности. Главное предназначение ремня безопасности – это функция удержания тела пассажира или водителя в неподвижном состоянии при резком торможении или столкновении. Эта функция должна выполняться и при использовании его в отношении детей. 

В том случае, если комплекция тела ребенка не позволяет штатному ремню безопасности выполнять эту функцию, необходимо использовать детское удерживающее устройство.

Что касается детских удерживающих устройств, то теперь в ПДД четко регламентировано, что установка в легковом автомобиле детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в строгом соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств). То есть, при размещении удерживающего устройства и ребенка в нем, должна быть обеспечена неподвижность в случаях резкого торможения или столкновения, как самого детского удерживающего устройства, так и ребенка в нем. 

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», детские удерживающие устройства являются «компонентами транспортных средств» и подлежат обязательной сертификации на территории Российской Федерации. Сертификат должен удостоверять, что детское удерживающее устройство соответствует требованиям Правил Европейской экономической комиссии ООН № 44-04 (в общеевропейском обозначении – стандарт безопасности ЕСЕ R 44.04). 

На сертифицированном детском удерживающем устройстве обязательно будет табличка, доступная для обозрения без вскрытия упаковки, подтверждающая его соответствие стандарту безопасности. 

Напомним, что единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах содержатся в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТР 41.44-2005, где детские удерживающие устройства подразделяют на пять весовых групп: 

1 группа 0 (group 0) — для детей массой менее 10 кг; 

2 группа 0+ (group 0+) — для детей массой менее 13 кг;

3 группа I (group I) — для детей массой 9-18 кг;

4 группа II (group II) — для детей массой 15-25 кг; 

5 группа III (group III) — для детей массой 22-36 кг. 

Инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД

ОМВД России по Туринскому районуЛ. Мурзина

Что гласит закон

Согласно законодательству Российской Федерации, на территории страны детей в возрасте от 0 до 12 лет положено перевозить в специальном удерживающем устройстве, которое крепится на сиденье автомобиля. Но поскольку рост и вес карапуза — показатели индивидуальные, то закон уточняет: автокресло используется до достижения ребёнком 36 кг и 140 см.

Дети постоянно растут, поэтому со временем вам придётся сменить одно автокресло на другое. При этом опираться нужно на следующие моменты:

  • точки выхода ремней безопасности приспособления находятся ниже уровня плеч малыша;
  • голова на 1/3 возвышается над верхней границей устройства.

Автокресло обеспечивает безопасность ребёнка во время поездки

Виды детских автокресел

Российский ГОСТ поддерживает мировую классификацию автокресел согласно весу и возрасту маленького пассажира. Основанием для выбора приспособления является масса тела малыша.

Группы автокресел в зависимости от возраста и веса (в килограммах) малыша — таблица

Название группы* Вес Примерный возраст Способ установки
Группа 0 0–10 кг От рождения до 6 месяцев. Боком к ходу движения.
Группа 0+ 0–13 кг От рождения до 1 года. Лицом против движения.
Группа 1 9–18 кг От 9 месяцев до 4 лет. Лицом по ходу движения или против, если малыш тяжелее 9 кг, но младше 9 месяцев.
Группа 2 15–25 кг От 3 до 7 лет. Лицом по ходу движения.
Группа 3 22–36 кг От 6 до 12 лет.
*Помимо отдельных возрастных групп, производители автокресел выпускают и смешанные, например, 0+/1, 2/3, 1/2/3. Интересно, что устройство категории 0+/1 может устанавливаться как по ходу движения автомобиля, так и против в зависимости от возраста и веса ребёнка.

Типы автомобильных кресел, которые могут использоваться водителями — фотогалерея

Некоторые особенности крепления автокресла в машине

На вопрос «Сколько существует вариантов крепления автокресла?» можно с уверенностью ответить: четыре. Размещать устройство разрешено:

  • на заднем сидении справа — достаточно безопасное расположение, учитывая, что тротуар всегда справа, но водителю придётся установить дополнительное зеркало заднего вида, так как в стандартное ему будет плохо видно карапуза;
  • на заднем сидении слева — считается безопасным для машин, у которых руль располагается слева, так как во время столкновения инстинктивно водитель выворачивает его на левую сторону, отводя удар от себя;
  • на заднем сидении по центру — самый безопасный способ установки, так как малыш попадает в «свободное пространство» и при столкновении справа, и при ударе слева, но не все модели автомобилей позволяют закрепить кресло по центру;
  • на переднем пассажирском сидении — даёт возможность развлечь, покормить и контролировать все действия карапуза в пробке, но является небезопасным, так как место рядом с водителем — самое уязвимое при авариях.

Итак, самым безопасным способом установки автокресла можно считать положение сзади по центру, а самым опасным — на переднем сидении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector